Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ

Опубликован July 2025

57

22

Южно-Казахстанский исследовательский университет им. М.Ауэзова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Айгуль Кудасбекова

старший преподаватель

Университет Мирас
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Кулимхан Арымбаева

доцент, профессор педагогических наук

университет Дружбы народов имени академика А.Куатбекова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Абдималик Елтаев

кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология»

Университет «Мирас»
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Динара Ешенкулова

«Мирас» университеті

Южно-Казахстанский педагогический университет имени У.Жанибекова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Рабига Исманова

старший преподаватель кафедры «Педагогика дошкольного воспитания и обучения», кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье проанализированы научные исследования, направленные на коммуникативные навыки, и изучены психологические условия развития коммуникативных навыков у подростков 13–14 лет. В исследовании приняли участие 46 учащихся (20 мальчиков, 26 девочек), которые были разделены на экспериментальную (22 подростка с низкими коммуникативными навыками) и контрольную (24 ученика) группы. В ходе исследования были использованы следующие методики:  - Тест коммуникативной компетентности Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха);  - Диагностика В.В. Бойко (коммуникативная толерантность);  - Методика оценки коммуникативных навыков А.А. Карелина. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS 23, применялись описательная статистика, критерий Манна-Уитни U, критерий Вилкоксона T и корреляция Спирмена. 

В экспериментальной группе чаще встречались агрессивные и зависимые реакции, тогда как в контрольной группе преобладала компетентная коммуникация. В экспериментальной группе уровень принятия других был низким, а коммуникативная устойчивость находилась на среднем и низком уровнях. После тренинга коммуникативные навыки подростков в экспериментальной группе значительно улучшились. Исследование подтвердило важность психологических условий для повышения коммуникативной компетентности подростков. Полученные результаты могут стать основой для разработки специализированных программ, направленных на социально-психологическое развитие подростков. 

pdf (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Кудасбекова, А., Арымбаева, К., Елтаев, А., Ешенкулова, Д. и Исманова, Р. 2025. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 83, 2 (июл. 2025), 127–139. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.83.2.012.