Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ: РОЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИМПРИНТИНГА

Опубликован July 2025

77

47

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Айзада Исина

PhD докторант по специальности «D066 – Психология», Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилевa, Астана, Казахстан.

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева,
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Алия Мамбеталина

к.пс.н., заведующая кафедрой «Психология»,

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева,
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Жазира Абдыхалыкова

Ph.D доктор, доцент кафедры «Психология», Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилевa, Астана, Казахстан

Назарбаев интеллектуальная школа
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Бакытжан Исина

преподаватель казахского языка и литературы, педагог-эксперт НИШ, Караганда, Казахстан.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема передачи семейных ценностей между поколениями в условиях современных социокультурных трансформаций. Анализ проведен в контексте быстро меняющегося мира, что обуславливает необходимость более глубокого изучения факторов, влияющих на трансляцию ценностей. Целью исследования является выявление и анализ психологических механизмов (привязанности, идентификации и импринтинга), обеспечивающих интериоризацию семейных ценностей детьми. В работе подчеркивается фундаментальная роль семьи в формировании ценностных ориентаций ребенка и сохранении культурной преемственности общества. Исследование имеет научную значимость для углубления понимания процессов межпоколенной передачи ценностей и практическую ценность для разработки эффективных подходов к семейному воспитанию. Методология исследования включает теоретический анализ психологической литературы по вопросам семейных ценностей и механизмов их передачи. Основными результатами работы является подтверждение значимой роли привязанности, идентификации и импринтинга в данном процессе, а также выделение среднего поколения как ключевого звена, адаптирующего традиционные ценности к современным условиям. Особое внимание уделяется роли эмоциональной связи между поколениями как основы для усвоения ценностных ориентаций. Новизна исследования заключается в систематизации знаний о психологических механизмах передачи ценностей и определении перспективных направлений для дальнейших лонгитюдных и междисциплинарных исследований, включая влияние цифровой среды и мультикультурности. Практическое значение итогов работы состоит в возможности их использования для разработки программ укрепления межпоколенческих связей и гармонизации семейных отношений. Полученные выводы могут быть полезны для психологов, педагогов и социальных работников, занимающихся вопросами семейного консультирования и поддержки.

 

pdf
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Исина, А., Мамбеталина, А., Абдыхалыкова, Ж. и Исина, Б. 2025. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ: РОЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИМПРИНТИНГА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 83, 2 (июл. 2025), 50–62. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.83.2.005.