Данная статья была посвящена изучению особенностей формирования социально – бытовых навыков детей с расстройствами аутистического спектра. В ходе исследования был рассмотрен характер социально – бытовых навыков детей с расстройствами аутистического спектра, их сопоставимость с закономерностями развития в нормальных условиях, роль социально – бытовых навыков в развитии детей с расстройствами аутистического спектра.
Дети с расстройством аутистического спектра – одна из групп детей, которым необходимы особые знания. У детей с расстройством аутистического спектра основным расстройством считается область воли.
Социально-бытовые навыки – умение организовать собственное поведение ребенка в различных социально – бытовых условиях.
Адекватное формирование социально-бытовых навыков-это совокупность навыков, обеспечивающих самостоятельность, самостоятельную деятельность детей. Изучение развития социально – бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отражено в работах Лебединской, К. С., Никольской, О.С., Сорокина А.Б., Зотовой М.А., Коровиной Н.Ю и др. По мнению авторов, формирование социально – бытовых навыков, обусловленных особенностями поведения детей с расстройствами аутистического спектра, носит не соответствующий их возрасту характер. Даже если происходит формирование социально – бытовых навыков, выявляется низкий уровень их самостоятельного применения. Поэтому вопросы развития социально – бытовых навыков детей с расстройствами аутистического спектра имеют глубокую актуальность.
В ходе статьи была организована небольшая экспериментальная исследовательская работа, выявлены особенности социально – бытовых навыков детей с расстройствами аутистического спектра, даны рекомендации по их развитию.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, социально-бытовые навыки, самостоятельность, самообслуживание, навыки, гигиенические навыки.