В настоящей статье представлены результаты экспериментального исследования по формированию стрессоустойчивости подростка средствами сценического искусства в учреждении основного и дополнительного образования. Целью научного исследования являлось выявление и обоснование сущности психологического и педагогического потенциала сценического искусства как совокупность условий позитивного влияния на формирование стрессоустойчивости школьников. На начальном этапе научного исследования были выявлены особенности стрессоустойчивости подростков, занимающихся и не занимающихся видами сценического искусства. Это означало определение личностной и ситуативной тревожности, тревоги, индивидуально-психологических особенностей и склонности к агрессивному и депрессивному поведению подростков. В ходе экспериментального исследования были обнаружены существенные различия в показателях стрессоустойчивости, тревожности, депрессивности и агрессивности между подростками, вовлеченными в виды сценического искусства и контрольной группой подростков, не занятых видами сценического искусства. Методики исследования: тест на определение уровня личностной и ситуативной тревожности испытуемых (шкала Спилбергера–Ханина), Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова), Шкала оценок педагогом индивидуально-психологических особенностей учащихся (Я. Стреляу). Полученные экспериментальные результаты свидетельствую о наличии высокого и среднего уровней стресса у подростков, не занятых видами сценического искусства. Но и у занятых различными видами сценического искусства также выявлен средний уровень стресса, но в меньшей степени, чем у первых респондентов контрольной группы. На основании подученных данных исследования можно сделать вывод о высокой подверженности стрессу и низком уровне сформирования стрессоустойчивости у подростков по причине отсутствия психологических и педагогических условий сопровождения подростков при их занятии различными видами сценического искусства.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВИДАМИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Опубликован January 2024
71
40
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
стрессоустойчивость
сценическое искусство
подростки
стресс
тревожность
депрессивность
агрессия
эмоциональное благополучие
Как цитировать
[1]
Ибраева , А. 2024. ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВИДАМИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 77, 4 (янв. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2023.77.4.017.