Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАНИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ

Опубликован February 2023

317

133

Казахский национальный педагогический университет им. Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Аяжан Кульшарипова

магистрант ОП «Психология здоровья с основами психотерапии». Кафедра общей и прикладной психологии, институт психологии и педагогики, КазНПУ имени Абая.

Университет дружбы народов имени академика А. Куатбекова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Асхат Куатбеков

докторант кафедры педагогика и психология университета Дружбы народов имени акад. А.Куатбекова

Аннотация

Целью настоящей статьи является представление материала о проведенном анализе и экспериментальном исследовании причинно-следственной взаимосвязи возникновения панических состояний с личностными особенностями лиц молодого возраста. В настоящее время наблюдается увеличение числа панических состояний у молодых людей. Панические состояния и панические атаки в значительной мере снижает качество жизни и психологическое благополучие человека, систематически нарушают процесс его жизнедеятельности, который постоянно сопровождается негативным психоэмоциональным фоном и стремлением к возникновению новой панической атаки. Психологическое нездоровье, панические состояния, и паническое расстройство по своей природе являются формой неэффективной адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам и способны в значительной мере повлиять на функционирование психики человека и вынудить ее находить экстремальные способы адаптации и защиты методом экстремального сохранения ее целостности. В проведенном эмпирическом исследовании, направленном на выявление причин и рисков формирования панических состояний и расстройств приняли участие студенты Казахского национального педагогического университета имени Абая и университета Дружбы народов имени акад. А.Куатбекова. Методом экспериментального исследования был выбран Фрайбургский многофакторный персональный опросник, состоящий из 12 шкал, с помощью которых возможно комплексно охарактеризовать личность студента.

Полученные результаты исследования показали, что панические состояния, панические атаки и паническое расстройство влияют на психологическое благополучие и эффективность жизнедеятельности студентов. Анализ проблемы исследования показал, что социальные факторы значительно влияют на развитие панического расстройства. Это позволяет сделать вывод о том, что приступы паники зависят от когнитивной составляющей психики, ее эмоционального состояния и выработанных ассоциаций между ними. На фоне закрепления приступов паники и расширения количества стимулов развивается и повышенная фобичность личности. Появление новых фобий, связанных с потенциальной панической атакой, распространяется на все большее количество ассоциаций и закрепляются механизмы избегания внутри личности. В результате экспериментального исследования были выделены психологические личностные особенности студентов, повышающие риск формирования панического расстройства личности: наличие хронических соматических нарушений и их психосоматических проявлений, социальный изоляционизм, высокий уровень тревожности и низкий уровень жизнестойкости, постоянный контроль поведения, психастенический и ипохондрический личностный профиль. Все перечисленные личностные особенности студентов находят своё проявление в нарушении исполнительных функций психики, ее внимания, расстройствах памяти и нарушении нормального функционирования мышления, воображения. Полученные экспериментальные результаты указывают, что 24% студентов имеют высокие риски формирования панических атак и панических состояний и его психологическая профилактика является одним из актуальных направлений психокоррекционной работы в высшем учебном заведении.

pdf