Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Опубликован September 2025

23

39

Университет Шакарима
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Куралай Адильжанова

и.о. ассоциированного профессора

университет Шакарима
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Назым Кулмышева

 

Кулмышева Назым Армысовна Кандидат педагогических наук, Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии НАО «Университет Шакарима» Казахстан г. Семей, 071400 nazym.armys@mail.ru +7-708-811-37-76

 

Университет Шакарима
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Шолпан Абишева

 

Абишева Шолпан Шакаримовна Кандидат педагогических наук, Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии НАО «Университет Шакарима» Казахстан г. Семей, Тел: 87773394280,  E-mail Abisheva.s@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4444-8950

 

Казахский национальный педагогический университет им. Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Бахытгул Жаканбаева

магистр пед наук

Аннотация

В статье рассматриваются социально-психологические подходы к разрешению конфликтных ситуаций среди подростков. Подростковые конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление, возникающее в результате нарушения межличностного взаимодействия, несоответствия поведенческих установок и ценностных ориентаций. Эффективным инструментом в разрешении подобных конфликтов является применение социально-психологических методов.

В ходе исследования были определены психологические характеристики конфликтного поведения подростков и рассмотрены возможности их коррекции посредством социально-психологического тренинга. В экспериментальном исследовании приняли участие 80 подростков, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. На формирующем этапе с экспериментальной группой проводились социально-психологические тренинги. Статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами были выявлены с использованием U-критерия Манна-Уитни и T-критерия Вилкоксона.

Результаты исследования продемонстрировали эффективность тренинга. У респондентов снизился уровень эмоционального напряжения, повысились коммуникативная толерантность и навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях (конфликтная компетентность). Кроме того, подростки стали чаще выбирать мирные стратегии поведения — компромисс и сотрудничество. Проведенное исследование открыло новые возможности для совершенствования школьной психологической службы. Выдвинутая в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.

Pdf (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Адильжанова, К., Кулмышева, Н., Абишева, Ш. и Жаканбаева, Б. 2025. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 254–267. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.023.