В статье рассматриваются социально-психологические подходы к разрешению конфликтных ситуаций среди подростков. Подростковые конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление, возникающее в результате нарушения межличностного взаимодействия, несоответствия поведенческих установок и ценностных ориентаций. Эффективным инструментом в разрешении подобных конфликтов является применение социально-психологических методов.
В ходе исследования были определены психологические характеристики конфликтного поведения подростков и рассмотрены возможности их коррекции посредством социально-психологического тренинга. В экспериментальном исследовании приняли участие 80 подростков, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. На формирующем этапе с экспериментальной группой проводились социально-психологические тренинги. Статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами были выявлены с использованием U-критерия Манна-Уитни и T-критерия Вилкоксона.
Результаты исследования продемонстрировали эффективность тренинга. У респондентов снизился уровень эмоционального напряжения, повысились коммуникативная толерантность и навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях (конфликтная компетентность). Кроме того, подростки стали чаще выбирать мирные стратегии поведения — компромисс и сотрудничество. Проведенное исследование открыло новые возможности для совершенствования школьной психологической службы. Выдвинутая в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.

