В статье рассматриваются содержание, значение и практическая реализация психологической поддержки, оказываемой детям с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях инклюзивного образования. В современной системе образования одной из основных потребностей является организация психологической поддержки на профессиональном уровне с учетом особенностей когнитивного, эмоционального и социального развития детей с особыми потребностями. В ходе исследования проведен комплексный анализ состояния психологической службы в общеобразовательных школах, профессиональной подготовки специалистов, уровня взаимодействия с родителями, трудностей в личностном развитии детей с особыми образовательными потребностями. Данные, полученные с помощью анкетирования, наблюдений и интервью, показали недостаточную психологическую поддержку и отсутствие систематической работы в школе. Во многих случаях психологические услуги ограничиваются только диагностикой, игнорируя такие важные области, как коррекция, консультирование, поддержка и мониторинг развития. Такая ситуация может негативно повлиять на социализацию, мотивацию к обучению и самооценку детей с расстройствами малого тазобедренного сустава. Результаты исследования показывают, что для совершенствования услуг психологической поддержки необходимо обратить внимание на следующие аспекты: повышение квалификации школьных психологов, адаптированных к инклюзивному образованию, налаживание эффективной коммуникации с родителями, ведение индивидуальной карты психологического развития каждого ученика, систематизация системы внутришкольной поддержки. Также актуальным вопросом является модернизация нормативно-правовой и методической базы деятельности психологических служб на государственном уровне. В статье представлены конкретные научно-практические рекомендации по решению актуальных проблем в этой области и пути их решения. Предложенные подходы и модели способствуют повышению качества инклюзивного образования, полноценному развитию детей с особыми образовательными потребностями, гармонии школьного коллектива.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Опубликован July 2025
95
59
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
инклюзивное образование
дети с особыми образовательными потребностями
психологическое сопровождение
школьная психологическая служба
педагог-психолог
работа с родителями
Как цитировать
[1]
Karibaev, Z., Аутаева, А. и Махамбетова, А. 2025. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 83, 2 (июл. 2025), 328–335. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.83.2.029.

