В статье рассматривается осознанность человека, ее определение, виды, а также факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Целью данной работы является теоретический анализ и систематизация подходов к изучению внимания, а также рассмотрение феномена «внимание» с различных теоретических позиций.
В последние десятилетия в зарубежной литературе наблюдается устойчивый рост числа работ, посвященных научной разработке концепции внимания. Техники медитации существуют уже много веков как часть буддизма и других восточных духовных традиций. В восточных духовных традициях осознанность часто рассматривается как особое состояние, которого можно достичь с помощью медитации. В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное научное направление в контексте научного изучения феномена осознанности в клинической психологии и психотерапии.
Ученые классифицируют феномен осознанности как класс метакогнитивных регуляторных способностей. Ряд исследователей полагают, что концепция внимания служит методологическим инструментом для синтеза психологических моделей нормы и патологии психики, разработанных в различных психологических школах. В статье даны комплексные определения понятий внимания и осознанности.

