Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ГЭМБЛИНГА В КОНТЕКСТЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ И КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Опубликован July 2025

71

25

Университет Дружбы народов им. академика А. Куатбекова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Асхат Қуатбеков

PhD, преподаватель Университета Дружбы народов имени академика А. Куатбекова (Шымкент, Казахстан).

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Надежда Жиенбаева

доктор психологических наук, профессор, профессор-исследователь кафедры специальной педагогики КазНПУ им. Абая

Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ермек Бурибаев

доктор юридических наук, профессор Председатель Правления-Ректор НАО Жетысуский университет им. Ильяса Жансугурова

Казахский национальный педагогический университет им. Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Нургул Суюндыкова

докторант Кафедры общей и прикладной психологии Факультета педагогики и психологии КазНПУ им.Абая (г. Алматы Казахстан). Старший преподаватель Департамента социальных наук SDU University

Аннотация

В условиях роста доступности цифровых технологий и расширения онлайн-гэмблинга патологическое игровое поведение среди студентов становится значимым вызовом для клинической психологии и системы охраны психического здоровья.

Цель исследования: систематизировать современные данные о гэмблинге как форме поведенческого расстройства у студентов; выделить основные психоэмоциональные предикторы формирования патологического игрового поведения (высокий уровень тревожности, депрессивная симптоматика, импульсивность и дефицит навыков эмоциональной регуляции).

Методы исследования: Скрининговый пакет: «Lie/Bet + PGSI-Brief» - метод первичного выявления лиц с риском формирования поведенческих расстройств, включая патологический гэмблинг;

Результаты исследования: описана клиническая картина поведенческого игрового расстройства, включающая навязчивую компульсивную потребность в участии в азартных играх, неспособность контролировать частоту ставок, эмоциональную лабильность и высокий уровень коморбидности с тревожными и аффективными расстройствами. Рассмотрены долгосрочные социальные и психологические последствия патологического гэмблинга, включая суицидальные риски, снижение академической успеваемости и финансовую дезадаптацию.

Практическая значимость: особое внимание уделено построению трехуровневой модели профилактики, включающей универсальные, селективные и индикативные меры вмешательства. Представлена программа скрининга «Lie/Bet + PGSI-Brief» как эффективный инструмент раннего выявления студентов с высоким риском формирования игровой зависимости.

Перспективы исследования: необходимость интеграции системной профилактики гэмблинга в образовательную среду и развития специализированных программ психокоррекционной помощи для студенческой молодежи.

pdf
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Қуатбеков , А., Жиенбаева, Н., Бурибаев, Е. и Суюндыкова, Н. 2025. МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ГЭМБЛИНГА В КОНТЕКСТЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ И КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 83, 2 (июл. 2025), 273–285. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.83.2.024.