Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Опубликован September 2025

20

23

Университет Туран
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Мархабат Амирбекова

Докторант образовательной программы «Психология» Университета «Туран», г. Алматы, Казахстан. E-mail: marhabat_a85@mail.ru

Реабилитационная клиника “Reinhardshöhe”, г. Бад-Вильдунген, федеральная земля Гессен, Германия
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Alena Garber

PhD, ассоциированный профессор реабилитационной клиники “Reinhardshöhe”, г. Бад-Вильдунген, федеральная земля Гессен, Германия. E-mail: alena.garber@gmx.de

Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, г. Уральск, Казахстан.
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Жанна Кадыржанова

Магистр психологии, старший преподаватель Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, г. Уральск, Казахстан. E-mail: zhanna-ke@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей высших учебных заведений. Исследование основано на результатах авторского анкетирования, в котором приняли участие 61 преподавателей. Анкета охватывала такие факторы, как цифровая нагрузка, эмоциональное выгорание, профессиональный стресс и уровень удовлетворенности работой. Полученные результаты показали, что активное использование цифровых технологий в большинстве случаев увеличивает нагрузку и уровень стресса. Кроме того, технические трудности и нехватка институциональной поддержки также негативно влияют на психоэмоциональное состояние преподавателей. В результате факторного анализа были выделены три ключевых фактора, влияющих на эмоциональное состояние: психоэмоциональное напряжение и стресс, цифровая рабочая нагрузка, а также профессиональная удовлетворенность и жизненный баланс. Кластерный анализ позволил разделить респондентов на три группы с разными психоэмоциональными профилями. Корреляционный анализ Спирмена подтвердил наличие статистически значимых связей между основными факторами. Результаты исследования подчеркивают важность учета психологических аспектов профессиональной деятельности в условиях цифровой среды.

PDF (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Амирбекова, М., Garber, .A. и Кадыржанова , .Ж. 2025. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 95–110. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.009.