В данной статье рассматривается влияние цифровых технологий на психическое здоровье преподавателей высших учебных заведений. Исследование основано на результатах авторского анкетирования, в котором приняли участие 61 преподавателей. Анкета охватывала такие факторы, как цифровая нагрузка, эмоциональное выгорание, профессиональный стресс и уровень удовлетворенности работой. Полученные результаты показали, что активное использование цифровых технологий в большинстве случаев увеличивает нагрузку и уровень стресса. Кроме того, технические трудности и нехватка институциональной поддержки также негативно влияют на психоэмоциональное состояние преподавателей. В результате факторного анализа были выделены три ключевых фактора, влияющих на эмоциональное состояние: психоэмоциональное напряжение и стресс, цифровая рабочая нагрузка, а также профессиональная удовлетворенность и жизненный баланс. Кластерный анализ позволил разделить респондентов на три группы с разными психоэмоциональными профилями. Корреляционный анализ Спирмена подтвердил наличие статистически значимых связей между основными факторами. Результаты исследования подчеркивают важность учета психологических аспектов профессиональной деятельности в условиях цифровой среды.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Опубликован September 2025
20
23
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
Цифровые технологии
преподаватели
психическое здоровье
профессиональный стресс
цифровая нагрузка
техностресс
эмоциональное благополучие
Как цитировать
[1]
Амирбекова, М., Garber, .A. и Кадыржанова , .Ж. 2025. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 95–110. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.009.

