В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной компетентности как важного компонента профессионального развития студентов, обучающихся по направлению «Психология». За период обучения студент не только освоивает свою профессию, вместе с тем он определяется со своим мировоззрением, овладевая все новыми эффективными формами взаимодействия и модели поведения. Профессиональный психолог, по мнению авторов, должен обладать рядом важных психологических навыков, в частности, таких как коммуникативная компетентность, осуществляемая с помощью вербальных и невербальных средств общения, а также умением то или иное общение инициировать и поддерживать. С целью диагностики наличия компонентов коммуникативной компетентности студентов образовательной программы «Психология» с помощью методик был проведен эксперимент, в процессе которого были констатированы основные параметры коммуникации, особенности профессиональной направленности и мотивации будущей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 72 студента уровня бакалавриата по образовательной программе «Психология», обучающиеся в Актюбинском региональном университете имени К.Жубанова. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе был диагностирован уровень фактической коммуникативной компетентности, на втором этапе анализировались особенности профессиональной мотивации и установки на само профессиональное развитие студентов с разным уровнем сформированности коммуникативной компетентности. Полученные результаты исследования были подвергнуты количественнму и качественному анализу. Таким образом, было выявлено, что у студентов с высоким уровнем коммуникативной компетентности в структуре профессиональной мотивации наблюдается более высокий уровень внутренней мотивации по сравнению со студентами со средним и низким уровнем, что может свидетельствовать об уровне значимости будущей профессиональной деятельности. Студенты с высоким уровнем внутренней мотивации имеют достаточно четкие представления о своей будущей профессиональной деятельности и, в целом, профессионально ориентированы, что в будущем этот факт сможет поспособствовать их успешному профессиональному развитию.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Опубликован July 2025
51
26
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
коммуникативная компетентность
коммуникативные способности
профессиональные навыки
профессиональная компетентность
эмпатия
Как цитировать
[1]
Момбиева, Г., Толебаева, Ж. и Исатаева, Б. 2025. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 83, 2 (июл. 2025), 104–115. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.83.2.010.

