В этой статье мы рассматриваем проблемы «критического мышления» как причину недостаточного развития soft skills у старшеклассников. В ходе теоретического анализа устанавливаются понятие и характеристики критического мышления как мягкого навыка, а также излагаются различные подходы к развитию навыков критического мышления у старшеклассников. Поскольку критическое мышление позволяет направлять и контролировать весь процесс обучения в школе, включая самостоятельное развитие учащихся в части приобретения не только знаний, но и мягких навыков. Отмечается особая связь между логикой и творческим мышлением. Изложены основные пути развития критического мышления как фактора развития soft skills в соответствии с моделью Delphi (Питер Фасионе). Результаты практических исследований, основанных на ключевых мягких навыков, показали, что уровень развития критического мышления является необходимым условием развития старшеклассников, поскольку критического мышления были развиты у них в ходе эксперимента, хотя и незначительно (за счет использования современных приемов и методик технологий в процессе преподавания и воспитания), что определяет эффективность их дальнейшего развития.
Рекомендуется использовать в школьном образовании, в старших классах, интерактивные приемы и методики развития мягких навыков, принимая при этом во внимание возраст учащихся и их потребность в формировании критического мышления как для саморазвития, так и для приобретения других компетенций.