Аннотация
В статье дано представление о путях, методах формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения в информационной среде. Также были рассмотрены педагогические и психологические особенности организации обучения подростков с нарушением зрения. Дана проблема описания психолого-педагогического аспекта в диагностике детей с нарушением зрения, анализ познавательной активности слабовидящих подростков, выявление причин и видов нарушения их зрения и описание особенностей организации обучения. были показаны данные об определении когнитивных и личностных характеристик подростков с нарушением зрения. Рассмотрены особенности организации эффективного совместного обучения и работы слабовидящих подростков по взаимодействию со сверстниками с нормальным зрением, их решение в условиях организации инклюзивной среды. приходит. В обучении и воспитании детей с нарушениями зрения широко используются специальные технологии: регулирование физической активности, соблюдение режима дня, активизация двигательных навыков, физическое развитие в рамках общего оздоровления детей с нарушениями зрения.
В процессе игровой и изобразительной деятельности слабовидящих детей осуществляется формирование навыков пространственной, социально-бытовой ориентации, обогащение и коррекция образов предметов, цветовосприятие, развитие мелкой моторики, внимания, наблюдательности, формирование у детей объективных представлений. При определенных условиях может наблюдаться расхождение между различными сенсорными режимами и различными уровнями психического развития. Компенсаторное развитие, включающее аналитико-синтетическую деятельность с использованием сохраненных анализаторов, в том числе остаточного зрения, может способствовать созданию основы для формирования целостных образов предметов у детей с нарушением зрения. Нарушения зрения в большинстве случаев не позволяют детям правильно определять и наблюдать множество предметов, явлений природы, жизни и работы людей, что негативно сказывается на развитии сенсорно-перцептивной сферы, представлений, вербально-логических процессов. В работе с детьми с нарушением зрения тифлопедагог совместно организует ознакомление детей с предметной средой, социальным миром, миром природы, формирует у детей сенсорные и математические представления.