Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Опубликован September 2025

21

21

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Назерке Базарғалиева

докторант кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан. E-mail: nazerke.07.88@mail.ru

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Гүлмира Ниетбаева

PhD, ассоциированный профессор кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан. E-mail: mika-76@mail.ru

Niğde Ömer Halisdemir University, г. Нигде, Турция
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Talas Mustafa

доктор социальных наук, профессор Университета Нигде Омер Халисдемир (Niğde Ömer Halisdemir University), г. Нигде, Турция. E-mail: mtalas44@gmail.com

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Эльмира Абишева

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан. 

Аннотация

      Целью данного исследования является выявление факторов, формирующих психологическую готовность старшеклассников, обучающихся в частной школе-лицее и гимназии государственной школы к выбору профессии. В данной теме рассматриваются ситуации, влияющие на процесс подготовки. Кроме того, определение ситуации, в которой учащиеся старших классов получают помощь от психологических консультантов в школе, области, которую они выбирают, их привилегированного статуса и факторов, влияющих на их выбор профессии. В 2024-20125 учебном году в контрольной группе Алатауского района г. Алматы приняли участие 80 (45 девочек и 35 мальчиков) старшеклассников, продолжающих обучение в частном физико-математическом лицее «Алгарифм» и 89 (57 девочек и 32 мальчика) старшеклассников, обучающихся в школе-гимназии №185. Для выявления факторов, влияющих на выбор профессии учащимися, был использован опросник «факторы, влияющие на выбор профессии». Для выявления факторов, влияющих на выбор профессии учащимися, был использован опросник «факторы, влияющие на выбор профессии». А также, совместно проведены анкета Е. А. Климова «ДДС» (переведена на казахский язык) и тест-анкета С. С. Гриншпуна "мотивы выбора профессии". При оценке результатов исследования видно, что примерно половина учащихся получают профессиональную помощь в процессе выбора профессии и уточняют свои предпочтения. Однако результаты исследования показывают, что частные школы являются основными факторами, влияющими на выбор профессии учащимися лицея. Согласно другим выводам исследования, переменные, которые наиболее эффективны в процессе выбора профессии учащимися,-это соответствие профессии мечте учащегося, удовольствие от деятельности, связанной с профессией, соответствие профессии личностным качествам учащегося и то, подходит ли профессия для карьерного роста. В соответствии с этими результатами были сделаны различные рекомендации в рамках соответствующей литературы.

PDF (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Базарғалиева, Н., Ниетбаева, Г., Mustafa , T. и Абишева , .Э. 2025. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 111–125. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.010.