Целью данного исследования является выявление факторов, формирующих психологическую готовность старшеклассников, обучающихся в частной школе-лицее и гимназии государственной школы к выбору профессии. В данной теме рассматриваются ситуации, влияющие на процесс подготовки. Кроме того, определение ситуации, в которой учащиеся старших классов получают помощь от психологических консультантов в школе, области, которую они выбирают, их привилегированного статуса и факторов, влияющих на их выбор профессии. В 2024-20125 учебном году в контрольной группе Алатауского района г. Алматы приняли участие 80 (45 девочек и 35 мальчиков) старшеклассников, продолжающих обучение в частном физико-математическом лицее «Алгарифм» и 89 (57 девочек и 32 мальчика) старшеклассников, обучающихся в школе-гимназии №185. Для выявления факторов, влияющих на выбор профессии учащимися, был использован опросник «факторы, влияющие на выбор профессии». Для выявления факторов, влияющих на выбор профессии учащимися, был использован опросник «факторы, влияющие на выбор профессии». А также, совместно проведены анкета Е. А. Климова «ДДС» (переведена на казахский язык) и тест-анкета С. С. Гриншпуна "мотивы выбора профессии". При оценке результатов исследования видно, что примерно половина учащихся получают профессиональную помощь в процессе выбора профессии и уточняют свои предпочтения. Однако результаты исследования показывают, что частные школы являются основными факторами, влияющими на выбор профессии учащимися лицея. Согласно другим выводам исследования, переменные, которые наиболее эффективны в процессе выбора профессии учащимися,-это соответствие профессии мечте учащегося, удовольствие от деятельности, связанной с профессией, соответствие профессии личностным качествам учащегося и то, подходит ли профессия для карьерного роста. В соответствии с этими результатами были сделаны различные рекомендации в рамках соответствующей литературы.
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Опубликован September 2025
21
21
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
выбор профессии,
индивидуальные старшеклассники,
индивидуальные факторы,
социальные факторы
Как цитировать
[1]
Базарғалиева, Н., Ниетбаева, Г., Mustafa , T. и Абишева , .Э. 2025. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 111–125. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.010.

