В представленной статье рассмотрены психологические аспекты процесса инклюзивного образования. Для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями (ООП) легко адаптировались к учебно-воспитательной среде и успешно обучались, индивидуальная работа и дифференциальные методы обучения, традиционно применяемые в педагогической практике, дают результаты, но не достаточно устойчивые. В связи с этим, сформировалась гипотеза исследования о применении теории психологической относительности (ТПО) в инклюзивном пространстве, для повышения эффективности обучения.
Предпосылкой адекватно-позитивной самооценки личности является осознание своей ценности, основа которого складывается с отношении к себе. Объективное отношение к себе способствует успешной социализации в инклюзивной среде, и как следствие, обучающиеся с ООП смогут раскрыться, реализовать свои индивидуальные способности, справляться с учебными задачами. А педагог, работающий в инклюзивной среде, овладев тонкостями ТПО, с чистым намерением способствует повышению продуктивности учебной деятельности, поощряя самостоятельность, вовлеченность и взаимодействие в классном коллективе. Построение учебно-воспитательного процесса с применением ТПО в инклюзивном образовании, которая ориентирована на максимально яркое раскрытие самобытности обучающихся, является стратегией расчитанной на долгосрочную перспективу.
В период современного квантового перехода, актуальность пространственно-временного континуума теории относительности, который был заложен А. Эйнштейном, весьма велика. Особенно ее значение возрастает в процессе инклюзивного образования. В статье использованы методы познания относительности, способствующие минимализации субъективности и расширения самосознания. Особенность нового подхода заключается в обучении фокуса внимания, который содержит 4 зоны: сложившаяся ситуация; влияние пространства, т. е. среды и времени; отношение самого обучающегося к ситуации, а также глубокий анализ текущей ситуации.
Базой исследования является Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати; сотрудничество с учеными Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави и Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета; экспериментальная площадка – сш № 16 Кордайского района Жамбылской области.