В статье рассматривается важность патриотического воспитания молодежи, что национальное самосознание, сострадание к нации - это основа патриотического воспитания, воспитания сознательного гражданина. На основе философских, педагогических и психологических определений ученых, связанных с понятием «патриотизм», изучается сущность понятий патриотизм и казахстанский патриотизм с точки зрения сегодняшнего дня. В нем основное внимание уделяется сущности и роли патриотизма, проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, педагогов и психологов, изучавших проблему воспитания подростков, выявлены психофизиологические особенности подросткового возраста. Поскольку восприятие и интерпретация понятия патриотизма в различных исследовательских работах осуществляется по-разному, то их условно разделяют на несколько направлений. Дается представление об историческом духовном воспитании, духовно-нравственном воспитании, политико-правовом воспитании, воспитании уважения к благородным ценностям своей страны, нравственно-гуманистическом идеальном воспитании, воспитании на основе государственно-конституционных ценностей. В патриотическом воспитании подчеркивается важность подросткового периода, а также то, что казахстанский патриотизм формируется у любого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, когда гражданин Казахстана чувствует себя сыном, настоящим гражданином этой страны, считает Казахстан своей родной страной, родиной.
Статья основана на результатах исследования, полученных в рамках внутриуниверситетского проекта «Научно-методические основы формирования казахстанского патриотизма подростков на основе национальных ценностей», финансируемого Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая. Мы выражаем нашу благодарность руководству КазНПУ им. Абая.