Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник. Серия «Психология»

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Опубликован 12-2022
Школа-гимназия имени А. С. Пушкина
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Гульназ Абилдаева

директор КГУ Школы-гимназии имени А. С. Пушкина (Шымкент, Казахстан)

Казахский национальный педагогический университет им. Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Айгуль Нурахметова

доцент кафедры химии Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Алматы, Казахстан)

Аннотация

Актуальность исследования продиктована поиском причин существующей серьезной проблемы снижения академической успеваемости школьников подросткового возраста. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что непонимание педагогами, психологами и родителями возрастных особенностей мотивационной сферы и мотивационной направленности современных школьников приводит к созданию негативного эмоционального поля вокруг учебной ситуации и к низкой организации образовательного процесса. Цель исследования: изучение мотивационной сферы, направленности и мотивационного профиля школьника для прогнозирования достиженческой академической активности. Методы исследования: методики диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса, тест-опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, тест - шкала оценки потребности в достижении успеха Ю. М. Орлова, проективная методика Х. Хекхаузена. Разработанные авторские анкеты для анкетирования педагогов, психологов, родителей и школьников. Наблюдение и беседы со школьниками. Результаты исследования: проведенный психодиагностический анализ позволил получить сведения о структуре мотивационной сферы школьника, состоящей из важных и ведущих мотивов жизнедеятельности, как мотивы достижения, мотивы аффилиации, мотивы альтруизма, мотив влияния и доминирования, мотивы саморазвития и самосовершенствования, познавательные мотивы. Исследование внешней мотивации достижения было направлено на выявление достижений во внешней предметной сфере, a изучение внутренней мотивации достижения было направлено на диагностику показателей самореализации, самопознания и самоактуализации. Практическая применимость результатов исследования значима для оптимальной организации образовательного процесса при участии родителей школьников. Выводы: знание мотивационного поля подрастающего школьника позволит скорректировать организацию образовательного процесса и выстроить отношения в рамках образовательной деятельности с максимальным использованием ведущих мотивов и актуализацией необходимых потенциальных ресурсов мотивационной сферы.

pdf