Актуальность исследования продиктована поиском причин существующей серьезной проблемы снижения академической успеваемости школьников подросткового возраста. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что непонимание педагогами, психологами и родителями возрастных особенностей мотивационной сферы и мотивационной направленности современных школьников приводит к созданию негативного эмоционального поля вокруг учебной ситуации и к низкой организации образовательного процесса. Цель исследования: изучение мотивационной сферы, направленности и мотивационного профиля школьника для прогнозирования достиженческой академической активности. Методы исследования: методики диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса, тест-опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, тест - шкала оценки потребности в достижении успеха Ю. М. Орлова, проективная методика Х. Хекхаузена. Разработанные авторские анкеты для анкетирования педагогов, психологов, родителей и школьников. Наблюдение и беседы со школьниками. Результаты исследования: проведенный психодиагностический анализ позволил получить сведения о структуре мотивационной сферы школьника, состоящей из важных и ведущих мотивов жизнедеятельности, как мотивы достижения, мотивы аффилиации, мотивы альтруизма, мотив влияния и доминирования, мотивы саморазвития и самосовершенствования, познавательные мотивы. Исследование внешней мотивации достижения было направлено на выявление достижений во внешней предметной сфере, a изучение внутренней мотивации достижения было направлено на диагностику показателей самореализации, самопознания и самоактуализации. Практическая применимость результатов исследования значима для оптимальной организации образовательного процесса при участии родителей школьников. Выводы: знание мотивационного поля подрастающего школьника позволит скорректировать организацию образовательного процесса и выстроить отношения в рамках образовательной деятельности с максимальным использованием ведущих мотивов и актуализацией необходимых потенциальных ресурсов мотивационной сферы.
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Опубликован December 2022
201
140
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
мотивациялық сала, мотивациялық профиль, мектеп оқушылары, мұғалімдер, жетістік мотиві, танымдық мотивация.
Как цитировать
[1]
Абилдаева, Г. и Нурахметова, А. 2022. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 72, 3 (дек. 2022). DOI:https://doi.org/10.51889/9820.2022.76.13.022.