Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ПРОАКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С АКАДЕМИЧЕСКИМ СТРЕССОМ

Опубликован September 2021

152

189

Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова
Аннотация

В статье представлены результаты исследования ресурсов проактивного копинга. Проактивное совладание на сегодняшний момент является новым термином в отечественной психолого-педагогической литературе. Его можно определить как копинг, ориентированный на будущее, связанный с предвосхищением потенциальных стрессоров  и заблаговременным накоплением ресурсов для идентификации возможной проблемной ситуации и проактивной установкой на ее разрешение. Аналитический обзор литературы по изучаемой проблеме выявил, что проактивный копинг связан с наличием у совладающего субъекта определенных средовых условий и диспозиционных характеристик, позволяющих ему распознать потенциальную угрозу и спланировать стратегии по ее снятию. Неоднозначность в классификации и в понимании академических копинг-ресурсов направляет внимание исследователей на поиск ситуационно-личностных параметров, способных помочь студенту совладать со стрессом, возникающим в учебной деятельности. Выявлено что, проактивное совладание с академическим стрессом обеспечивается рефлексивными, мотивационно-волевыми, когнитивными, аффективными и коммуникативными ресурсами.

pdf