Цель исследования заключается в выявлении уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В статье отмечается, что в современных условиях проблема развития эмоционального интеллекта дошкольников является весьма актуальной, это связано с тем, что процесс глобализации, изменения во всех сферах жизни оказали негативное влияние на дошкольника, подвергли его эмоциональным испытаниям, которые тормозят развитие эмоционального интеллекта детей.
Автор статьи доказывает значимость развития эмоционального интеллекта у детей в дошкольном возрасте. По его мнению, дошкольный возраст является важным периодом для развития личности ребенка, так как обладает большими возможностями для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Основная цель исследования заключалась в выявлении уровня развития детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 40 дошкольников разного возраста: 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет.
Критериями развития эмоционального интеллекта дошкольников являются: знание различных видов эмоций, распознание эмоций, описание различных эмоций, выявление причин появления эмоций, осознание своих и чужих эмоций, умение управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
На основе вышеназванных критериев были выделены уровни развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
В исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, опрос и беседа, анализ рисунков детей дошкольного возраста.
Итоги результатов исследования уровня развития эмоционального интеллекта свидетельствуют о том, что:
- у дошкольников очень плохо сформирован эмоциональный интеллект, отсутствуют эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим людям, сверстникам;
- детей дошкольного возраста с низким и средним уровнем развития эмоционального интеллекта достаточно много, практически нет детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта;
- у детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, взрослыми;
-уровень развития эмоционального интеллекта у дошкольников выше в возрасте 6-7 лет, очень низкий в трехлетнем возрасте, т.е. влияет возраст детей, а также влияет темперамент детей, у сангвиников высокий уровень развития эмоционального интеллекта, у девочек, по сравнению с мальчиками , высокий уровень развития эмоционального интеллекта.