Как и познавательные процессы, психические состояния соответствуют нейрофизиологическому обоснованию, отличаются длительностью, качественными характеристиками функций, обоснованностью и способностью к саморегуляцию. Кроме того, многие исследователи отмечают единство этих аспектов психики, встречающееся в динамической взаимосвязи и взаимовлиянии на всех этапах психического развития. Тесная связь познавательных процессов и эмоционального состояния определяется односторонностью субъекта, выражающейся в избирательности внимания и эмоциональной яркости познавательных процессов. Методологические основы исследования соотношения психического состояние и когнитивных процессов может служить как теоретическая модель взаимоотношения.
В данной научной статье рассматривается положение изучения соотношений когнитивных и эмоциональных компонентов в психологий. На сегодняшний день специфических работ в этой направлений почти что нет. Однако анализируя научные работы различных представителей психологи, нам удалость систематизировать взгляды в этом направлений.