В статье рассматривается влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на развитие когнитивных процессов современных студентов. Анализируются изменения в таких сферах, как внимание, память, мышление и восприятие, возникающие при активном использовании ИИ в образовательной среде. Особое внимание уделяется положительным эффектам (индивидуализация обучения, повышение скорости обработки информации, расширение возможностей самообразования) и потенциальным рискам (снижение критического мышления, зависимость от цифровых технологий, уменьшение глубины обработки информации). Представлены результаты теоретического и эмпирического анализа, позволяющие оценить перспективы интеграции ИИ в образовательный процесс с точки зрения когнитивного развития студентов.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты 1 и 2 курсов в возрасте 18–20 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. У всех участников было получено информированное согласие на участие в исследовании. В ходе работы были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На формирующем этапе у студентов, использовавших ChatGPT в течение трёх месяцев, были выявлены значительные изменения в когнитивных процессах. Результаты исследования показали существенное влияние инструментов искусственного интеллекта на когнитивные процессы студентов: с одной стороны, наблюдалось развитие навыков понимания научного текста и выделения основной мысли, с другой — отмечалась тенденция к снижению устойчивости и концентрации внимания, скорости запоминания и способности к мышлению. Полученные данные подтверждают данную научную гипотезу.

