Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Опубликован September 2025

104

72

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Нургайша Кудушева

PhD, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Кунслу Тусубекова

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Максат Джармухамбетов

Докторант 1 курса кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

Ферганский государственный университет
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Дилдора Нуралиева

PhD, доцент кафедры психологии факультета педагогики, психологии и искусств Ферганского государственного университета, Фергана, Узбекистан

Аннотация

В статье рассматривается влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на развитие когнитивных процессов современных студентов. Анализируются изменения в таких сферах, как внимание, память, мышление и восприятие, возникающие при активном использовании ИИ в образовательной среде. Особое внимание уделяется положительным эффектам (индивидуализация обучения, повышение скорости обработки информации, расширение возможностей самообразования) и потенциальным рискам (снижение критического мышления, зависимость от цифровых технологий, уменьшение глубины обработки информации). Представлены результаты теоретического и эмпирического анализа, позволяющие оценить перспективы интеграции ИИ в образовательный процесс с точки зрения когнитивного развития студентов.

В качестве объекта исследования были выбраны студенты 1 и 2 курсов в возрасте 18–20 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. У всех участников было получено информированное согласие на участие в исследовании. В ходе работы были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На формирующем этапе у студентов, использовавших ChatGPT в течение трёх месяцев, были выявлены значительные изменения в когнитивных процессах. Результаты исследования показали существенное влияние инструментов искусственного интеллекта на когнитивные процессы студентов: с одной стороны, наблюдалось развитие навыков понимания научного текста и выделения основной мысли, с другой — отмечалась тенденция к снижению устойчивости и концентрации внимания, скорости запоминания и способности к мышлению. Полученные данные подтверждают данную научную гипотезу. 

 

 

pdf (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Кудушева, Н., Тусубекова, К., Джармухамбетов, М. и Нуралиева , Д. 2025. ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 7–21. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.001.