Профессиональное становление студентов высших учебных заведений – ключевой этап личностного, социального и профессионального развития, напрямую связанный с уровнем их психологического здоровья. В условиях нарастающих академических и карьерных требований психоэмоциональное состояние студентов становится важным фактором их профессиональной адаптации. Современные исследования рассматривают психологическое здоровье как многогранную структуру. Выделяются основные компоненты, такие как эмоциональная стабильность (уровень страха, стресса, тревожности), когнитивная оценка (самооценка, ощущение собственной эффективности), социальные функции (умение общаться, способность работать в команде), а также ценностно-смысловая сфера (жизненные цели, чувство профессиональной значимости). В статье раскрывается взаимосвязь между психологическим здоровьем и профессиональной гибкостью студентов. Эмпирическое исследование, проведённое с участием 110 студентов казахстанских вузов, включало использование опросников GHQ-12 и CAAS. Полученные данные показали, что высокий уровень стресса (GHQ-12 ≥ 24) коррелирует с существенным снижением профессиональной адаптивности, особенно по шкале «контроль» (p < 0,01). В качестве практических рекомендаций предложены усиление психологической поддержки в вузах, внедрение тренингов по стресс- и тайм-менеджменту, а также повышение квалификации преподавателей в области психологической устойчивости. Сделан вывод о том, что обеспечение психологического благополучия студентов является необходимым условием эффективного профессионального становления будущих специалистов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Опубликован September 2025
36
30
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
психологическое здоровье
студенты
эмоциональная стабильность
профессиональное становление
стресс
Как цитировать
[1]
Азизова A., Баймолдина, Л., Гелишли , Ю. и Орынгалиева, .Ш. 2025. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 232–241. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.021.

