В данной статье объектом исследования являются возможности развития soft skills у старшеклассников, которые призваны подготовить их к самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать решения в сложных ситуациях, действовать в команде и эффективно общаться с другими людьми. Поскольку существует множество проблем, касающихся их эффективного развития в данной возрастной категории.
Анализ источников показал, что одним из эффективных способов развития soft skills у старшеклассников является синектика, так как она может помочь в решении вышеперечисленных проблем. В ходе педагогического эксперимента на основе анкетирования и включенного наблюдения был установлен уровень сформированности мягких компетенций системы «4К»: креативность; коммуникация; критическое мышление и сотрудничество через использование технологий синектики («Обратная связь», «Ситуационное моделирование», «Работа в команде», «Творческое мышление», «Мозговой штурм», «Общение» и игры-викторины). Использование синектики оказало положительное влияние на развитие всех soft skills у старшеклассников из экспериментальной группы, в в особенности на креативность и коммуникативные навыки. В этих условиях были даны рекомендации по использованию синектики для старшеклассников в целом и для развития soft skills.
Исследование в целом имеет практическую значимость, так как полученные результаты могут быть использованы преподавателями для разработки новых методик обучения, направленных на развитие soft skills у старшеклассников.