Специальные педагоги подвержены стрессу в своей профессиональной деятельности. Этот факт обуславливает необходимость и важность изучения спектра факторов, влияющих на их стрессоустойчивость. Теоретический анализ источников позволил определить особенности, структурные компоненты и психологические ресурсы стрессоустойчивости специальных педагогов. Устойчивость к стрессу у специальных педагогов рассматривается как качество, которое проявляется в активации ресурсов психики, направленных на предупреждение нарушений работоспособности.
Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик, выявляющих у специальных педагогов особенности поведения в стрессовых ситуациях, их адаптивности, выраженности стресса. Полученные данные выявили преобладающие уровни устойчивости к стрессу у респондентов. Участники исследования демонстрировали высокую степень переутомления, теряли самообладание и контроль над своим поведением в стрессовой ситуации. В другой группе респондентов отмечалось не всегда адекватное поведение в стрессовой ситуации; выяснилось, что даже незначительные профессиональные события могут нарушать их эмоциональное равновесие. В числе участников исследования были и такие, кто продемонстрировал высокий уровень устойчивости к стрессу. Результаты исследования, в целом, говорят о том, что для большинства его участников характерна недостаточная выраженность стрессоустойчивости, которая связана с их профессиональной деятельностью, что указывает на необходимость в выработке у них навыков успешного преодоления стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.
Данная статья подготовлена в рамках программно-целевого финансирования Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан по теме BR 18574162 «Инклюзивно ориентированная подготовка специальных педагогов»