Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСТАНСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Опубликован January 2024

158

167

Туран университеті
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ногаева Айгуль Қорганбековна-

докторант университета Туран

Туран
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Cангилбаев Оспан Сейдуллаевич

доктор психологических наук, профессор Университета Туран

УрФУ
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Рогалева Людмила Николаевна

кандидат пс.н., доцент кафедры теории физической культуры

Туран
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ахметжанова Манар Бисолтановна

Магистр социальных наук, старший преподаватель Университета Туран

ОАУ
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Сыдыкова Зухра Ештаевна

Центрально азиатский университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель

Аннотация

В статье представлен обзор основных направлений исследования эмоционального интеллекта казахстанских ученых, которые рассматривают данный психологический феномен на разных возрастных этапах и различных профессиональных сферах деятельности (Н.С. Ахтаева, З.Б. Мадалиева, А.А. Төлегенова, А.Т. Камзанова,              Ж.Н. Әбдімуса и др.). Выявлено, что эмоциональный интеллект дошкольников остается наименее изученным в казахстанской психологической мысли (А.А. Төлегенова, А.Қ. Ноғаева, О.С. Сангилбаев, М.М. Байбекова, М.Б. Берлибаева,              Н.С. Жұбаназарова, Н.С. Тленчиева), что требует большего внимания к изучению данной проблемы. Опираясь на методологические подходы возрастной психологии такие как феномен «зоны ближайшего развития» и механизм интериоризации (Л.С. Выготоского), принцип детерминизма и концепцию отношений (С. Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев), концепцию совместно-диалогической познавательной деятельности (С.М. Джакупов) нами был разработан дизайн исследования по изучению взаимосвязи между эмоциональным интеллектом родителей и детей. В пилотажном исследовании приняли участие 25 дошкольников и 25 родителей (матерей). Использовался следующий диагностический инструментарий: Роттердамская шкала эмоционального интеллекта, REIS (К. Пекаа, А. Беккер, Д. ван де Линден и М. Борн, 2018) и опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина). Результаты исследования выявили достоверные взаимосвязи между развитием ряда показателей эмоционального интеллекта родителей (матерей), таких как идентификация и понимание эмоций, и развитием эмпатических реакций у дошкольников.

pdf (Қазақ)
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Ногаева Айгуль Қорганбековна-, Cангилбаев Оспан Сейдуллаевич, Рогалева Людмила Николаевна, Ахметжанова Манар Бисолтановна и Сыдыкова Зухра Ештаевна 2024. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСТАНСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ . Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 77, 4 (янв. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2023.77.4.027.