В статье представлен обзор основных направлений исследования эмоционального интеллекта казахстанских ученых, которые рассматривают данный психологический феномен на разных возрастных этапах и различных профессиональных сферах деятельности (Н.С. Ахтаева, З.Б. Мадалиева, А.А. Төлегенова, А.Т. Камзанова, Ж.Н. Әбдімуса и др.). Выявлено, что эмоциональный интеллект дошкольников остается наименее изученным в казахстанской психологической мысли (А.А. Төлегенова, А.Қ. Ноғаева, О.С. Сангилбаев, М.М. Байбекова, М.Б. Берлибаева, Н.С. Жұбаназарова, Н.С. Тленчиева), что требует большего внимания к изучению данной проблемы. Опираясь на методологические подходы возрастной психологии такие как феномен «зоны ближайшего развития» и механизм интериоризации (Л.С. Выготоского), принцип детерминизма и концепцию отношений (С. Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев), концепцию совместно-диалогической познавательной деятельности (С.М. Джакупов) нами был разработан дизайн исследования по изучению взаимосвязи между эмоциональным интеллектом родителей и детей. В пилотажном исследовании приняли участие 25 дошкольников и 25 родителей (матерей). Использовался следующий диагностический инструментарий: Роттердамская шкала эмоционального интеллекта, REIS (К. Пекаа, А. Беккер, Д. ван де Линден и М. Борн, 2018) и опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина). Результаты исследования выявили достоверные взаимосвязи между развитием ряда показателей эмоционального интеллекта родителей (матерей), таких как идентификация и понимание эмоций, и развитием эмпатических реакций у дошкольников.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСТАНСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Опубликован January 2024
158
167
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
эмоциональный интеллект
распознавание эмоций
эмоциональный интеллект дошкольников
эмпатические реакции дошкольников
Как цитировать
[1]
Ногаева Айгуль Қорганбековна-, Cангилбаев Оспан Сейдуллаевич, Рогалева Людмила Николаевна, Ахметжанова Манар Бисолтановна и Сыдыкова Зухра Ештаевна 2024. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСТАНСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ . Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 77, 4 (янв. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2023.77.4.027.