Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник. Серия «Психология»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМООЦЕНКИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Опубликован 10-2023
kaznu
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Надия Ахтаева

Ахтаева Надия Селихановна – Профессор, доктор психологических наук Казахского Национального Университета имени аль-Фараби

Аннотация

В данной статье рассмотрены социально-психологические факторы, влияющие на самооценку студентов. Описаны исследования таких ученых, как С. Куперсмит, который делал больше упор на индивидуальный опыт личности (отношение родителей, четкие границы и уважение к ребенку), а не на социальные факторы, также представлена классификация факторов, влияющих на самооценку О.М. Анисимовой, где она выделяет достижения, умение взаимодействовать с людьми и умение управлять своими эмоциями. Н. Молчанова выделила семью, отношения со сверстниками, уровень идеального Я, успех в деятельности и жизненный опыт, а для Г. Ширальди, факторами, влияющими на самооценку, являются здоровье, гормональный баланс, внешний вид и взаимоотношения. Кроме того, подчеркивается важность третичных условий, таких как рефлексия и самооформление по Л.С. Выготскому, который к вторичным условиям формирования личности отнес окружающую среду и приобретенные знаки, а к первичным условиям формирования личности отнес наследственность и задатки. В статье рассмотрена двухфакторная модель самооценки К. Мрука, которая состоит из самоценности и компетентности человека. По мнению J. Crocker, опора на мораль, семью, Бога отличается большей независимостью, чем опора на мнение окружающих, которая приводит к зависимой самооценке. Приведены исследования, где показаны особенности высокой и низкой самооценки и их взаимосвязь с разными показателями. Целью данной статьи является изучение основных социально-психологических факторов, влияющих на самооценку человека для лучшего понимания данного феномена и дальнейшего улучшения себя. Статья является полезным материалом для понимания социально-психологических факторов, влияющих на самооценку. Данная статья поможет лучше понять, как формируется самооценка у студентов и какие факторы могут повлиять на ее уровень. Важным выводом статьи является то, что высокая самооценка не всегда является положительным фактором, а низкая самооценка не всегда является отрицательным фактором. В целом, статья является полезным исследованием в области социальной психологии и может быть полезна для специалистов, занимающихся проблемами самооценки и психологического благополучия студентов. Важным аспектом статьи является также описание особенностей высокой и низкой самооценки у студентов. Например, высокая самооценка может привести к повышенной уверенности в себе и склонности к риску, но при этом может снижать уровень критичности и самоконтроля. С другой стороны, низкая самооценка может привести к чрезмерной самокритичности, страху перед неудачей и затруднениям в общении с другими людьми. Статья описывает социально-психологические факторы с разных точек зрения, которые помогут скорректировать уровень самооценки и не зависеть от мнения окружающих. Одним из таких способов является укрепление социальной поддержки и опора на себя, что поможет быть более свободным и эффективным в повседневной жизни. Важным фактором также является повышение уровня компетенции и самоэффективности у студентов, благодаря которым повышается самооценка. По мнению многих ученых, именно оттачивание навыков и развитие компетентности в разных сферах жизни, приобретение нового опыта за счет решения жизненных проблем, постепенно приводят к повышению самооценки. Самооценка без основы не может быть устойчивой, она должна на что-то опираться. Во многих случаях завышенная самооценка служит буфером от жизненных невзгод или может сформироваться в результате какой-то психологической травмы в прошлом. Если у человека самооценка немного занижена, тогда он находится в постоянном тонусе и постоянно стремится стать лучше, в то время как высокая самооценка расслабляет человека. В целом, статья представляет собой полезный материал для понимания социально-психологических факторов, влияющих на самооценку студентов, а также для разработки практических рекомендаций по ее повышению.                                                                                                                                    

pdf