В статье рассматривается важная и актуальная проблема формирования психологической устойчивости у учащихся старших классов в период их перехода в профильное обучение. В ней поднимается вопрос о том, что на начальном этапе обучения многие школьники сталкиваются с трудностями, основная причина которых — снижение их психологической устойчивости. Это связано с процессом адаптации, который включает необходимость выстраивания отношений с одноклассниками и учителями, а также освоение сложной учебной программы.
С целью изучения данной темы был создан специализированный опросник, направленный на выявление уровня психологической устойчивости учащихся старших классов. В ходе подготовки были изучены и проанализированы психологические исследования отечественных и зарубежных авторов, что послужило основой для концептуального построения опросника. Формирование структуры вопросов осуществлялось на основе теоретико-методологических положений и с учетом возрастных особенностей психологической устойчивости подростков.
Итоги исследования выявили, что хотя в юношеском возрасте психологическая устойчивость в целом характеризуется относительной стабильностью, определённые обстоятельства могут оказывать на неё дестабилизирующее воздействие. С помощью опросника удалось выявить уровни психологической устойчивости, что дает возможность корректировать образовательную среду школы для поддержки учеников.
На стабильность психологической устойчивости старшеклассников во многом влияет образовательная среда, определяющая успешность их обучения и личностного развития. При разработке опросника ключевое внимание было сосредоточено на исследовании понятия «образовательная среда», а также на рассмотрении психологических теорий и концепций, раскрывающих особенности данного феномена.
Кроме того, исследование затронуло не только вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, но и их личностное развитие. В опросник были включены суждения, связанные с самооценкой, выстраиванием взаимоотношений с учителями и одноклассниками, а также особенностями по освоению новых реалий и требований современной образовательной среды.
Проанализировав уровни психологической устойчивости старшеклассников в начале и в конце учебного года, мы сделали следующий вывод, что, несмотря на первоначальные трудности, учащиеся постепенно адаптировались к новой среде. В результате их психологическая устойчивость повысилась, что свидетельствует о способности школьников преодолевать адаптационные барьеры и становиться более устойчивыми к стрессовым факторам.

