Данная статья посвящена проблеме изучения ассертивности и личностных ценностей казахстанских студентов в период пандемии COVID-19. С начала пандемии коронавируса ученые со всего мира отметили резкое повышение тревожности и стресса, однако, по данным доступных нам источников, в Казахстане не проводилось исследований относительно уровня ассертивности во время пандемии, а также изменений в личностных ценностях.
Цель статьи – изучить влияние пандемии на уровень ассертивности, а также определить иерархию личностных ценностей студентов во время пандемии.
Для получения результатов была использована шкала ассертивности Ратуса, обладающая высокой валидностью и надежностью; собрана информация по социально-демографическим данным респондентов, шкалам оценки влияния пандемии на образовательный процесс, а также шкалам личностных ценностей. В опросе приняли участие 220 респондентов, ответы были собраны с помощью Google Forms.
Результаты исследования показали среднюю степень взаимосвязи между уровнем ассертивности и влиянием пандемии, в то время как 55% респондентов показали средний уровень ассертивности; а личные ценности респондентов включали три основных фактора: образовательная деятельность, семья, здоровье, эти показатели являются ведущими при выборе стратегии поведения.
Таким образом, средний уровень уверенности в себе по шкале Ратуса свидетельствует о наличии ассертивности, но считается недостаточным уровнем. Ведь только адекватный уровень ассертивности положительно влияет на субъективное психологическое благополучие и психическое здоровье личности. Основываясь на результатах исследования личных ценностей, можно определить, что во время пандемии респонденты ставили на первое место образовательный процесс, семью и здоровье.