В статье рассматриваются вопросы социальной профилактики подростковых расстройств, причины изменения самосознания. Уточнены понятия «делинквент» и «меры предотвращения» с учетом личностных характеристик субъекта исследования. Описывается делинквентное поведение, раскрываются составляющие его структуры.
В социальной работе меры считаются реализуемыми в рамках первой, второй и третьей профилактики. Кроме того, удалось выделить несколько социальных факторов возникновения поведенческих правонарушений: воспитание в семье и ближайшем окружении подростка; проникновение стереотипов поведения в молодежную среду; биологические факторы и многое другое.
Рассмотрены проблемы социальной профилактики подростковой девиации, причины изменения подросткового самосознания, общие принципы профилактической и индивидуальной коррекционной работы, проанализированы основные условия эффективной работы с подростками с девиантным поведением.