Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Опубликован September 2025

19

12

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация

В научной статье обсуждается накопленный опыт практической деятельности по поддержке уязвимых семей, которая состояла из определенных моментов, обусловивших образование и развитие посильной психологической помощи как отдельного вида работы с родителями и детьми с нарушениями развития. Прежде всего, это борьба за реализацию жизенных прав детей с ограниченными возможностями. Вместе с другими обстоятельствами, оно приведет к изменению взглядов на поддержку этих детей и послужит стимулом к разработке сущности и сути семейного понимания, которое базируется на положении, что наиболее эффективной средой для воспитания любого ребенка является его семья. Данное положение подтверждается авторским исследованием, которое реализовалось через проведение диагностико-консультативную деятельность. Целью исследования является развитие взаимодействия родителей со своими детьми и выявление их уровня психолого-педагогической компетентности. С этой целью проведена диагностическая работа в виде анкетирования родителей, где принимали участие преимущественно мамы детей с особенностями в развитии, для выявления уровня психолого-педагогической компетентности и готовности к сотрудничеству со специалистами по сопровождению семьи ребенка. Диагностика состояла из 20 вопросов, которые по своему назначению были условно разделены на три блока: информационный (история развития ребенка), оценочный (особенности общения), практический (компетентность родителей в осуществлении психолого-педагогической помощи). При подсчете полученных данных исследования был использован стандартный метод математического расчета, а также данное было графически представлено, где наглядно видны результаты работы. Результаты, полученные в ходе собственного исследования показали, что взрослые не могли принять ситуацию нарушенного или искаженного развития ребенка, они испытывали глубокое эмоциональное потярсение в связи с тем, что их ребенок отставал от сверстников в своем развитии, но надеялись только на специалистов, а свое участие в этом процессе никак не рассматривали как необходимое или должное. В других случаях родители осозновали проблемы ребенка и были готовы к сотрудничеству, но для них необходимым условием являлось точечное обучение адекватному общению и взаимодействию со своим ребенком. Основываясь на обобщенный уровень теоретических знаний и принмая в счет показатели пройденного эксперимента, авторами определись перпективные задачи работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья для формирования их психолого-педагогической компетентности.

pdf (Қазақ)
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Моилбекова, А. и Калымбетова, Э. 2025. СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 300–315. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.027.