Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

Опубликован September 2025

32

18

Казахский национальный университет имени аль-Фараби
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Жансая Джанпейсова

PhD докторант 3 курса.

КазНУ им.Аль Фараби

КазНМУ им.С.Асфендирова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Асель Сарсенова

PhD, ассоц. профессор кафедры истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин, Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова

Аннотация

Изменения в системе образования, теоретическое, методологическое осмысление проблем среднего образования и появление новых технологий обусловили необходимость создания новых учебников, учебно-методических пособий и справочных материалов, облегчающих обучение глухих или слабослышащих детей. Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому психолого-педагогическая поддержка слабослышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками становится чрезвычайно важной. Основной целью инклюзивного образования является создание необходимых условий для обучения и продуктивной успешности всех детей, независимо от их умственных, психологических и физических возможностей, социального и экономического статуса их родителей, культуры, родного языка, личностных особенностей, а также обеспечение доступности образования для детей.

Цель статьи - определить эффективность инклюзивного образования для глухих или слабослышащих детей в Казахстане и обсудить проблемы, с которыми оно сталкивается. В эмпирической части научного исследования был выбран качественный метод исследования, а респонденты были отобраны для экспертных интервью с использованием метода «снежного кома». Для проведения интервью были привлечены сотрудники средней школы. Исследование проводилось в специальной средней школе в восточной части Казахстана (официальное название средней школы в статье не упоминалось в соответствии с двусторонними соглашениями с респондентами о конфиденциальности их личности).

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

[1]
Janpeisova, Z. и Sarsenova, A. 2025. - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 291–300. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.026.