Ключом к повышению эффективности системы спортивного образования и обеспечения благополучия будущих национальных чемпионов является понимание тонких механизмов взаимодействия социальной поддержки молодых атлетов, их ментальной устойчивости и оценки собственной эффективности. Настоящее исследование направлено на выявление характера взаимосвязи между компонентами восприятия социальной поддержки и уровнем вовлечённости студентов-атлетов в процесс спортивной подготовки, а также на определение медиаторных эффектов самоэффективности и ментальной устойчивости в этих взаимоотношениях. В исследовании приняли участие 167 студентов-спортсменов первых и вторых курсов, обучающихся в Академии физической культуры и массового спорта, которым было предложено пройти анкетирование, включающее анализ четырёх показателей: изучаемый уровень вовлечённости, социальную поддержку, ментальную устойчивость и самоэффективность. Полученные данные подвергали статистической обработке в виде корреляционного, регрессионного и медиаторного анализов. Результаты исследования показали статистически значимые положительные корреляции между всеми изучаемыми переменными. Подчеркнём, что суммарно независимые переменные объясняли 74% вариации модели (R2 = 0.735), что подчёркивает важность психологических механизмов в трансформации социальной поддержки в конкретные поведенческие паттерны спортивной вовлечённости. Исследование вносит значительный вклад в теоретико-практическую сферу спортивной психологии и педагогики высшего образования: в теоретическом плане проведённая работа расширяет понимание механизмов влияния социальной поддержки на результативность спортивной деятельности, предлагая эмпирически обоснованную модель, включающую самоэффективность и ментальную устойчивость в качестве ключевых медиаторов, а с практической точки зрения предложенные авторами рекомендации могут служить основой для разработки образовательных программ в системе высшего образования в области физической культуры и спорта, направленных на оптимизацию психологического сопровождения студентов-атлетов. Особую ценность представляет выявление комбинированного эффекта самоэффективности и ментальной устойчивости, что указывает на необходимость целостного подхода к психологической подготовке будущих чемпионов Казахстана.
КОМПОНЕНТЫ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ АТЛЕТОВ В СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ
Опубликован September 2025
21
31
Аннотация
Язык
English
Ключевые слова
благополучие спортсменов
студенты-спортсмены
атлеты
вовлечённость
спортивная подготовка
социальная поддержка
самоэффективность
ментальная устойчивость
Как цитировать
[1]
Zhuniussova, A., Aubakirova, Z. и Subba, U.K. 2025. КОМПОНЕНТЫ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ АТЛЕТОВ В СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 84, 3 (сен. 2025), 47–56. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2025.84.3.004.

