Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального пилотажного исследования на отечественной выборке магистрантов, цель которого состояла в изучении связи креативности с латеральным доминированием мозговой организации. Актуальность исследования продиктована потребностью развития креативности в вузе как ключевого навыка 21 века, учитывающего индивидуальные ресурсы творческого потенциала, в том числе когнитивные и психофизиологические. Полученные результаты дают возможность оценить правомерность выделения доминирующего правого полушария над левым в качестве предиктора креативности. Эмпирические данные о доминирующем полушарии мозга получены на основе применения трех психомоторных проб, а данные об уровне творческого, дивергентного мышления – средствами вербальных и невербальных субтестов Торренса. В исследовании участвовали две независимые экспериментальные выборки - магистранты технических и гуманитарных специальностей. Разделение общей выборки по этому критерию обусловлено распространенным представлением о склонности лиц с преобладающим образным мышлением к гуманитарным профессиям, а словесно-логическим – к техническим. Проведены сравнительный анализ уровней дивергентного мышления у право- и левополушарных магистрантов в обеих группах и оценка достоверности различий по многофункциональному φ*-критерию Фишера (угловое преобразование). Результаты верификации в обеих группах не подтвердили на значимом уровне статистические гипотезы о функциональном значении левого полушария в дивергентном мышлении у магистрантов. Эмпирические данные позволяют заключить, что различия в латеральном доминировании полушария мозга не являются барьером для дивергентного мышления как когнитивного аспекта креативности.