Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология

ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ

Опубликован June 2024

41

31

СКУ имени М.Козыбаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Зульфия Мовкебаева

Доктор педагогических наук, профессор –исследователь

Аннотация

В статье исследуется проблема соответствия подготовки специальных педагогов требованиям инклюзивных организаций для эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Анализируются зарубежные и отечественные научные подходы к определению профессионально значимых личностных компетенции специального педагога для работы в инклюзивных условиях. Обосновывается, что происходящие изменения в требованиях к обеспечению инклюзивных организаций специальными педагогами обуславливают необходимость нацеливания ее на будущую профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях. Целью исследования является изучение проблемы личностной готовности специальных педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательных (инклюзивных) организациях образования. Авторами выделены существующие проблемы в данном процессе, приведены статистические данные, доказывающие наличие серьезного дефицита профессионально подготовленных специалистов в инклюзивном образовании, проведен анализ основного содержания образовательных программ по специальной педагогике в казахстанских вузах, определены некоторые, в том числе личностные, профессиональные компетенции, необходимые для работы с детьми с ограниченными возможностями в инклюзивных условиях. Определено, что требования современного образования предъявляют новые вызовы к профессиональным компетенциям специальных педагогов, которые необходимы для работы с ребенком с ограниченными возможностями в инклюзивной среде. В результате авторами доказывается наличие определенных трудностей в обеспечении специальными педагогами инклюзивных организаций, связанных с традиционной нацеленностью их подготовки на специальные школы, а также с отсутствием целостной и научно обоснованной модели универсального специалиста, обладающего полным набором совершенно новых профессиональных компетенций: умение конструировать инклюзивную образовательную среду; адаптировать учебно-методические комплексы под особые образовательные возможности детей, имеющих разнообразные нарушения психофизического развития; организовывать продуктивное взаимодействие со специалистами, родителями нормотипичных и «особых» детей, оказывать им необходимую консультативную и методическую помощь и др. Развитие у специальных педагогов инклюзивно ориентированных профессиональных и личностных компетенций в значительной степени обуславливает успешность включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

Авторами обосновывается необходимость определения и стандартизации новых, инклюзивно ориентированных профессионально личностных компетенций, которые отражены в проекте карточки профессии «Специальный педагог» - приложении к профессиональному стандарту «Педагог». Разработанная авторами карточка профессии может явиться новым и эффективным способом установления и упорядочения функций специального педагога в инклюзивных организациях.  В результате проведенного эмпирического исследования разработаны и предложены некоторые педагогические рекомендации по модернизации подготовки специальных педагогов для работы в условиях инклюзивного образования.

На основании изучения мнения практикующих в инклюзивных организациях специальных педагогов утверждается, что инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями требует изменения подходов к подготовке специальных педагогов, модернизации содержания и направлений их подготовки

pdf (English)