Инклюзивное образование, становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения нового качества жизни, развиваясь под влиянием высоких требований науки и техники.
Являясь одной из составляющих образовательной политики государства, направлена на включение всех детей в общеобразовательный процесс.
В проведенном эмпирическом исследовании, сконцентрированном на выявление особенностей применения технологии электронного обучения и перевернутого класса «flipped classroom» в инклюзивном образовании, определении их влияние на мотивацию и академические показатели, приняли участие 648 студентов 1-2 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая.
Методом экспериментального исследования был выбран структурированный опросник Google Forms, с помощью которых возможно комплексно охарактеризовать непосредственное и эффективное влияние технологии «flipped classroom» на мотивацию и академические показатели студентов.
Полученные результаты исследования показали, что только 34% студентов подтвердили использование технологии «flipped classroom» в вузе, 66% респондентов оценивает уровень как низкий, что свидетельствует об отсутствии необходимого внимания современным подходам в обучении и низком уровне осведомленности преподавателей о технологии или неготовности их внедрения в образовательный процесс.
Большинство студентов (40%) оценивают свой уровень мотивации к обучению как средний, при этом показатели высокого и низкого уровня характеризуются относительно одинаковыми характеристиками – 35% и 25% соответственно. 64% студентов указали на то, что после перехода к технологии перевернутого класса, их академические показатели повысились, 13% выбрали вариант «снизились» и 23% – «не изменились».
Эффективность использования электронного обучения и «flipped classroom» в инклюзивном образовании студенты оценивают, как: 35% – очень эффективный; 40% – эффективный; 20% – средний уровень эффективности; 5% – неэффективный.
В рамках настоящего исследования будет также представлена разработанная авторами студентоцентрированная программа обучения, основанная на сочетании принципов электронного обучения и технологии «flipped classroom».
Цель программы обосновывается необходимостью использовать технологии «flipped classroom» в инклюзивном образовании, совершенствовании компетентности студентов в применении данного эффективного инструментария, и самое главное, повышение уровня их мотивации и академических показателей.
Кроме того, интересным и познавательным в контексте статьи, будет обзорный анализ состояния инклюзивного образования, которое находится на разных этапах развития как в Республике Казахстан, так в разных странах.