Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник. Серия «Психология»

Диалог в психотерапевтических отношениях в психологическом консультировании во время стресса

Опубликован 06-2023
КазНПУ им Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Г. Касымова

PhD доктор, старший преподаватель Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан. Email: zhaina.kassym@gmail.com, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-7004-3864

КазНПУ им Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Д. Курманбай

магистрант Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан. Email: darkhankurmanbai@gmail.com

КазНУ им. аль-Фараби
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Ш. Дуйсенбаева

кандидат юридических наук, старший преподаватель факультета филологии и мировых языков Казахского национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан. Email: duisenbayeva.sh@kaznu.kz, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0475-0912

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Содействие»
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

M. Арпентьева

доктор психологических наук, доцент, академик Международной образовательной академии, член-корреспондент Российской академии естествознания; - психолог Государственного казенного учреждения Калужской области Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Содействие», г. Калуга, Российская Федерация. Email: mariam_rav@mail.ru, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3249-4941

КазНПУ им Абая
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

А. Алимкул

магистр педагогических наук, старший преподаватель института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, Алматы, Казахстан. Email: alymkul_A@list.ru

 

Аннотация

Психологическое консультирование - важнейшее направление профессиональной психологической помощи. Это практика тесно связанная с психотерапией, но нацеленная на здорового с точки зрения врача-психоетрапевта (клинициста) человека. Этот человек выступает как клиент. В этом качестве он просто, по каким-то непонятным ему психологическим причинам не способен справляться с повседневными трудностями и конфликтами и, тем более, кризисами функционирования и совершенствования в сфере межличностных отношений и в сфере трудовой или учебной деятельности. Цель исследования - изучить диалог в психотерапевтических отношениях в психологическом консультировании в условиях стресса. Метод исследования - теоретическое осмысление диалога как феномена психотерапевтических отношений в психологическом консультировании. Лидирующей задачей консультирования является помочь человека человеку посредством диалога. С помощью диалога, в диалоге друг с другом люди ищут выход из текущих затруднений. Без посторонней помощи, фасилитации и сопровождения специалиста им это сделать по разным причинам не удается. Им нужно помочь в осознании, исследовании и трансформации неэффективных и непродуктивных способов понимания себя и мира, изменении некорректных, конфликтогенных и устаревших моделей поведения и общения. Им нужна подержка в принятии судьбоносных решений, а также для разрешения текущих жизненных трудностей и конфликтов, помощь в совладании со страданиями, выходящими за рамки того, что они проходили ранее. С помощью диалога консультант может помочь в достижения целей, трансформации ценностей и смыслов жизни ради развития и совладания с проблемами и страданием, исцеления и полноценного функционирования как личность, партнер, студент / профессионал. В зависимости от целей психологического консультирования можно выделить ряд эффектов. Так, можно выделить отсроченные и непосредственные, корректирующие / терапевтические и развивающие, формирующие (абилитирующие) эффекты. Очень важны в консультировании задачи, связанные с развитием клиента как личности, партнера, студента или профессионала, в том числе коучинг. Не менее важен и противоположный полюс - полюсь опыта страданий, духовно-нравственных, социальных и телесно-психологических травм, дистрессов и посттравматических расстройств. Использование понятия «диалог» и диалогического подхода в психологию консультирования связано с тем, что помощь стала рассматриваться как многослойный и многокомпонентный диалог. Благодаря этом в консультировании и психотерапии, появились новые интегративные подходы к их осмыслению. М.Р.Арпентьева и Ф.Е.Василюк создали метасистемы консультирования и психотерапии, которые анализируют свои процессы и результаты как диалогические. Однако шаги к метасистемному анализу консультирования как практики диалога сделаны во многих работах, включая работы, посвященные анализу сходств и различий между психотерапией и консультированием, анализу проблем ограничений и ошибок консультанта и психотерапевтат, этических и других принципов и норм помогающего взаимодействия.

pdf (Eng)