В статье представлены результаты исследования гендерной идентичности как когнитивного компонента гендерного сознания казахстанской молодежи. Пилотное исследование нацелено на изучение возможностей применения психосемантического подхода на основе метода модифицированного семантического дифференциала для изучения гендерной идентичности. Данный подход рассматривается в качестве дополнительного к традиционным опросникам и проективным методам. Описанные этапы, правила и процедура психосемантического исследования показывают те его стороны, которые составляют потенциал для дальнейшего его применения. В частности, метод дает возможность углубленного изучения имплицитных структур сознания, плохо отрефлексированных самими испытуемыми и повысить валидность результатов, снижая мотивационные искажения и влияние культуры, менталитета.
Авторами приведены данные изучения группового сознания юношей и девушек, реконструкции категориальной модели их сознания путем построения семантических пространств – систем определенным образом структурированных личностных качеств, описывающих «Я». Семантические пространства «Я» образуют факторы, выделенные на основе факторного анализа методом главных компонент с вращением «Varimax», а также значения, смыслы, которыми испытуемые наделяют личностные качества. В результате психосемантического исследования определена типология гендерной идентичности современной казахстанской молодежи, выявлены различия в психологическом содержании андрогинного, маскулинного и фемининного типа гендерной идентичности у девушек и юношей, установлены различия тенденций в гендерной самоидентификации с точки зрения традиционности и эгалитарности.