https://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/feedВестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология2025-01-15T18:49:18+06:00Бакыт Дастановна vestnikpsikhologiya@mail.ruOpen Journal Systems<p><strong>Журнал «Вестник КазНПУ им. Абая. Серия Психология” </strong>– периодическое научно-практическое издание по проблемам психологической науки, издается с 1992 г. Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал включен в республиканскую систему индекса научного цитирования – Казахстанскую базу цитирования (КазБЦ). Журнал публикует статьи казахстанских и зарубежных исследователей, представляющих авторскую позицию в области фундаментальной и практической психологии, аналитические обзоры и статьи, основанные на эмпирических исследованиях.</p> <p>Журнал рекомендован Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований, рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой и академической степени доктора PhD, на соискание ученого звания (дополнение к приказу №52 от 12 июля 2021 г. №568).</p> <p><strong> </strong><strong>Тематический профиль журнала:</strong></p> <ol> <li>История, теория и методология психологии</li> <li>Социальная психология</li> <li>Возрастная психология</li> <li>Психология развития</li> <li>Психология образования</li> <li>Клиническая и специальная психология</li> </ol> <p><strong> </strong><strong>Целевая аудитория журнала:</strong></p> <p>Журнал предназначен для отечественных и зарубежных ученых, социальных и медицинских работников, преподавателей вузов, докторантов, магистрантов, студентов, психологов образовательных учреждений.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <p>050010, г. Алматы, ул. Толе би, 31, КазНПУ им. Абая</p> <p>Кафедра Общей и прикладной психологии</p> <p>Ответственный секретарь: Кудушева Нургайша Ахметжановна</p> <p>Доктор PhD (Психология)</p> <p>тел: 8-707 629 86 05</p> <p> </p> <p> </p>https://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1964ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАБА В ЦИФРОВУЮ ПЛАТФОРМУ ПСИХОДИАГНОСТИКИ2024-12-22T12:13:46+06:00. С.К. Алимбаеваsabralieva1972@mail.ru. К.Б. Сматоваbakhytdastan@mail.ru. Ж.Т. Сабралиеваbakhytdastan@mail.ru<p><em>В статье рассматриваются вопросы цифровизации образования, необходимост</em><em>и проведения психолого-педагогических исследований, связанных с влиянием масс медиа и уровня цифровизации на процесс обучения и воспитания детей</em><em>. Основная идея научной статьи – теоретический обзор основных элементов </em><em>цифровой платформы для автоматизации работы педагогов-психологов в организациях образования с целью более эффективного психолого-педагогического сопровождения детей. </em><em>Представлен обзор научных исследований, посвященных разным формам администрирования психодиагностического процесса</em><em>. Также проанализированы проблемы создания психологического хаба для повышения эффективности работы педагогов-психологов в вопросах сотрудничества, партнерства, </em><em>информационного обмена с внешней средой с целью </em><em>эффективной коррекции учебно-воспитательного процесса</em><em>, психолого-педагогического сопровождения детей. </em></p> <p><em>Исследование </em><em>проведено в </em><em>целях реализации проекта AP19677493 грантового финансирования научных, научно-технических проектов на 2023-2025 годы Комитет</em><em>а науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан</em><em> по теме «Разработ</em><em>ка SMART (платформы) обеспечения «I-psychodiagnostics.kz» для психолого-педагогического диагностирования детей, в организациях образования»</em><em>.</em></p>2024-12-26T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2031ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ2024-12-25T20:08:23+06:00Эльмира Айтеноваemma_14@mail.ruБакыт Жигитбековаbakhytdastan@mail.ruДинара Ешенкуловаeshenkulova.d@miras.edu.kz<p><em>В статье анализируется влияние социальных сетей на формирование личности подростков. Поскольку социальные сети широко распространены, особенно среди подростков, они напрямую влияют на процесс их личностного развития. В подростковом возрасте у человека формируются навыки самопознания, усвоения социальных ролей, построения отношений. В этот период влияние социальных сетей значительно выше. Они влияют на формирование ценностей, установок, поведения подростков, а также на их психологическое и эмоциональное состояние. В данной работе проанализированы положительные и отрицательные стороны социальных сетей в формировании личности подростков и рассмотрены аспекты их влияния на отношение к жизни и обществу. </em><em>Также на основе теоретико-методологических исследований была организована опытно-экспериментальная работа, которая состоит из 3 этапов: выявление, формирование и обобщение. В констатирующем эксперименте приняли участие учащиеся 7-8 классов (24 учащихся) школы-гмназии №23 им.И. Алтынсарина, г. Тараз. В экспериментальной группе 12 учащихся, в контрольной группе 12 учащихся. Опросник самооценки Розенберга и шкала тревожности Спилбергера-Ханина использовались для получения данных до и после эксперимента, чтобы показать положительную динамику полученных результатов.</em></p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2012МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ2024-12-22T17:29:21+06:00Бибигуль Дюсенбаеваdyussenbayevabibigul@gmail.comЗульфия Мовкебаеваzmovkebaewa@mail.ruУлболсын КудайбергеноваUlbosik_27-09@mail.ru<p>Статья посвящена проблеме развития предпрофильной подготовки, которая может помочь детям с ограниченными возможностями понять спектр доступных им вариантов и раскрыть свой потенциал. Вопросы трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства учеников занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации умственно отсталых учащихся.</p> <p>Предпрофильная подготовка и поддержка рассматривались как целенаправленная направление педагогической деятельности, с учетом индивидуальных потребностей учащихся включающее: психологическую поддержку, информационное просвещение и организационные мероприятия, направленные на самоопределение учащихся, позволяющее сделать выбор направления обучения для определения сферы профессиональной деятельности в будущем. В процессе специально проведенного исследования, цель которого заключалась об организации психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки учащихся с ограниченными возможностями.</p> <p>На основе обобщения различных точек зрения ведущих зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу, а также на основе всестороннего анализа целого ряда возникающих на практике у специальных педагогов трудностей предпрофильной подготовке, авторами свидетельствует о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями.</p> <p>Для определения надлежащей практики исследования мы использовали обзор зарубежных и отечественных литературы, полуструктурированное интервью с фокусом исследования старшеклассники с ограниченными возможностями. Психолого-педагогическое изучение трудовых возможностей ученика начинается с обследования, которое проводится медико-педагогической комиссией, и продолжается весь срок обучения. Выявляются интегративные качества личности (черты характера, интересы и состояние двигательных качеств) и степень подготовленности к учебно-трудовой деятельности. В ходе опытной работы были определены условия, способствующие формированию профессиональных интересов и намерений и в конечном итоге сознательному выбору профессии.</p> <p>Метод анализа данных, используемый в этом исследовании, это формула категоризации. В результате проведенного эмпирического исследования были разработаны и предложены некоторые педагогические рекомендации по работе с учащимися вспомогательной школы по профессиональному определению, строить с опорой на их профессиональные склонности.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2007ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ2024-12-22T17:11:59+06:00Мухаббат Низамудинmuhabbat140895@gmail.comАлёна Гарберaljonagarber@mail.ruСергей Склярsklyars2008@mail.ruНаталья Хонnatalya.khon@gmail.com<p>Исследование посвящено изучению психологических особенностей пожилых людей, склонных к суицидальному поведению. В исследовании изучались различия между группами пожилых людей, имеющих жалобы на суицидальные мысли, и не имеющих их.</p> <p>Целью исследования было выявление индивидуально-психологических особенностей, степени выраженности депрессивных симптомов и показателей качества жизни у людей старше 60-ти лет, предъявляющих жалобы на суицидальные мысли. Актуальность исследования заключается в определении особенностей, присущих пожилым людям, находящимся в группе суицидального риска, необходимых для оказания им эффективной социально-психологической помощи.</p> <p>При проведении исследования нами были использованы такие опросники, как Мини-мульт, Гериатрическая шкала депрессии, Шкала безнадежности Бека и МОКЖ-гер. Исследование проводилось на базе Центра активного долголетия «KumisKhasyr».</p> <p>В ходе исследования нами были получены результаты, подтверждающие, что у пожилых людей, склонных к суицидальному поведению, более выражены показатели по переживанию чувства депрессии и безнадежности. В группе респондентов, которые не имели жалоб на суицидальные мысли, были выше показатели по шкале финансовой безопасности и качеству жизни, что подтверждает важность социальных факторов для профилактики суицидального поведения в пожилом возрасте. У пожилых людей с суицидальными мыслями более развиты такие личностные черты как ипохондричность, депрессивность, истерия, шизоидность и гипомания. Также было выявлено, что в пожилом возрасте безнадежность является более весомым предиктором суицидального поведения, нежели депрессия.</p> <p>Ценность проведенного исследования состоит в раскрытии факторов, связанных с суицидальным поведением в пожилом возрасте, а практическое значение итогов работы заключается в возможности оказания более качественной помощи пожилым людям, находящимся в суицидальном кризисе, с учетом полученных результатов.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2006ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ФЕНОМЕН, ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ2024-12-22T17:22:13+06:00Нургул Молдабаевна Суюндыковаnsuyundykova@gmail.comОльга Бисеновна Тапаловаotapalova@gmail.com<p><em> </em>Поведенческое здоровье представляет собой одну из наиболее спорных и сложных областей в современной психологической литературе, научных исследованиях, законодательстве, а также в практике оказания психиатрической и психологической помощи. Сложности определения этого феномена обусловлены как размытостью его границ, так и различиями в подходах к его трактовке в мировой и современной казахстанской практике и науке. А в нашей стране корни этой неоднозначности можно найти в исторических факторах, которые оказали значительное влияние на развитие данного феномена и теориях о нем, а также на коллективное и индивидуальное сознание.</p> <p>В статье рассматриваются подходы формирования представлений о поведенческом здоровье и нормах, нарушениях, связанных с ним. Анализируются последствия советского наследия в этих областях, а также их влияние на актуальные подходы к определению поведенческих расстройств. Особое внимание уделяется современному этапу развития клинической, судебной психологии и патопсихологии.</p> <p>Статья подчеркивает значимость учета исторических контекстов и их воздействия на современные тенденции в казахстанской науке, что позволяет глубже понять специфику формирования подходов к поведенческому здоровью и его нарушениям, а также обуславливает необходимость адаптации этих подходов к международным стандартам в сфере психического и поведенческого здоровья и отхода от исторической обусловленности, которая препятствует внедрению более современных, универсальных и научно обоснованных методов.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2003Психологические механизмы формирования совместной деятельности педагога и обучающегося2024-12-22T14:15:28+06:00Алуа Абдрахмановаabalua@yandex.ruДана Асакаева shanyrak_karag@mail.ruЖанат Мамерхановаmamerhanova@mail.ru<p>Данная статья написана по результатам исследования, посвященного проблемам психологии обучения. Процесс обучения раскрывается автором, через совместное взаимодействие субъектов, в процессе которого формируется общий фонд смысловых образований (ОФСО). ОФСО, по результатам исследования, выступает условием эффективной совместной деятельности людей. Исходя из концепции профессора Джакупова С.М, совместно-диалогическая познавательная деятельность будет сформирована только при условии формирования общего фонда смысловых образований. В статье описываются стадии формирования ОФСО, значимость его для взаимодействия и обучения, методы диагностики общего фонда смысловых образований, а также приводится пример из исследования о влиянии формирования ОФСО на процесс обучения. В исследовании приняли участие 500 учителей. 250 из которых были в контрольной группе и 250 учителей стали участниками экспериментальной группы. Исследование было направлено на изучение феномена ОФСО и его влияния на процесс обучения. Были получены результаты – что влияет на формирование ОФСО во взаимодействии и как оно в свою очередь влияет на людей во время обучения.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2002ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ: ВОЛОНТЕРСКИЙ ПОДХОД2025-01-05T19:44:41+06:00. Абдикаликов Б.А.berdalya78@mail.ru. Үсенова А.М.akkenzhe_08@mail.ru. Түсеев М.Ө.irina-k775@mail.ru. Корнилко И.А.bakhytdastan@mail.ru<div class="page" title="Page 2"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p style="font-weight: 400;">Статья посвящена изучению влияния волонтерской деятельности на психологическое благополучие студентов в системе высшего образования. В качестве теоретической основы используется модель психологического благополучия Кэрол Рифф, включающая автономию, управление средой, личностный рост, позитивные отношения, наличие целей в жизни и самопринятие. В исследовании приняли участие 425 студентов Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова. Показатели их психологического благополучия измерялись с помощью шкалы Рифф. Дополнительно, для более детального анализа, были проведены полуструктурированные интервью с 15 студентами-волонтерами. Это позволило выявить их субъективный опыт участия в волонтерской деятельности и ее восприятие как фактора, влияющего на психологическое благополучие.</p> <p style="font-weight: 400;">Результаты подтвердили значительное положительное воздействие волонтерской деятельности на когнитивные функции, снижение стресса, укрепление социальных связей и повышение мотивации у студентов. Исследование подчеркивает необходимость интеграции волонтерских программ в образовательный процесс как эффективного способа повышения качества жизни студентов и их адаптации в социальной среде.</p> </div> </div> </div> </div>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2000Формирование и поддержание психологического благополучия у журналистов в условиях профессиональной деятельности2024-12-22T14:11:43+06:00Алуа Булгакбаеваbaa.alua@gmail.comЛязиза СарсенбаеваIyaziza_s@mail.ruАйша Надирбековаnadirbekova_aisha@mail.ruРоза Абдрахмановаabdraxmanova50@mail.ru<p>Статья посвящена исследованию психологического благополучия журналистов, которое является важным аспектом их жизни и определяет степень удовлетворенности и адаптационные возможности организма. В работе подчеркивается, что психологическое благополучие не означает жизнь без стресса, а включает способность эффективно справляться со стрессорами. Профессиональная деятельность журналистов описана как очень сложная и сопряженная с множеством стрессовых факторов, требующая высокого уровня коммуникативных навыков, грамотности, творческого и гибкого мышления. Исследование фокусируется на том, как разные журналисты реагируют на профессиональные стрессоры: одни адаптируются и сохраняют свое психологическое благополучие, тогда как другие испытывают профессиональное выгорание. В теоретической части статьи рассматривается подход гуманистической психологии, в котором личность и ее развитие тесно связаны с профессиональной деятельностью. Поставлена цель определить личностные характеристики, которые способствуют высокому уровню стрессоустойчивости и психологического благополучия. Основной гипотезой исследования является предположение, что уровень самоактуализации личности коррелирует с уровнем ее психологического благополучия. В исследовании приняли участие 41 журналист, которые прошли тестирование. Результаты показывают, что 21 из них имеют низкий уровень психологического благополучия, что связано с недостаточной автономией и отсутствием личностного роста, вызванными чрезмерной профессиональной нагрузкой и специфическими условиями работы. Выборка была разделена на две группы: с низким и высоким уровнями психологического благополучия, что позволило провести сравнительный анализ. Статья делает вывод, что такие аспекты, как ориентация во времени, потребность в познании, автономность, самопонимание и контактность, существенно различаются в группах с разными уровнями благополучия. У журналистов с низким уровнем благополучия часто наблюдаются зацикленность на прошлых негативных событиях и беспокойство, что мешает им наслаждаться текущим моментом и двигаться вперед.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1997Психологическое исследование развития депрессии в студенческой среде 2024-12-16T20:50:52+06:00Ақмарал Ғұмырзақakmaralgumyrzak@gmail.comЛязиза Сарсенбаеваlyaziza_s@mail.ruЖайна БейсенбаеваPsiholog_jaina@mail.ru<p>В данной статье раскрывается актуальность проблемы распространенности депрессии в студенческой среде. Представлены основные психологические научные подходы к исследованию депрессии за рубежом и в Республике Казахстан. В обзоре литературы показано, как современная социальная и образовательная среда оказывает стрессогенное влияние на все стороны жизнедеятельности студентов, приводя к адаптационным расстройствам. Приведены результаты эмпирического исследования депрессивных состояний студентов 1 и 3-х курсов с помощью валидных методов: Депрессия, тревожность и стресс (Depression, Anxiety, and Stress Scale-21, DASS-21); С.Ловибонда и П. Ловибонданың A. Angold et al. С применением методов математической статистики: критерия Манна-Уитни и корреляционного анализа Спирмена. Описаны возрастные различия в проявлении депрессивных состояний студентов, учет которых позволит наметить пути о пределить условия профилактики депркссии в студенческой среде.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1996АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ 2D И 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ2024-12-22T14:06:10+06:00Г. Тотиковаsultik.askarbek@mail.ruA. Есалиев aidar.esali@mail.ruГ. Джумагуловаzhumagulova-73@mail.ruГ. Сабырханова gulzat-077@mail.ruA. Турсынбаева aynur.tursynbayeva81@mail.ru<p>Основная цель статьи-раскрыть образовательные технологии STEM. В соответствии с темой мы определили следующие исследовательские задачи: изучение эффективности различных методов обучения с помощью 2D и 3D моделирования в STEM-образовании по математике, оценка влияния проектного обучения на результаты обучения математике, совместное обучение, выявление и анализ избыточности интегрированного обучения естествознанию и математике с другими дисциплинами.</p> <p>STEM образование-это динамичный подход к обучению, сочетающий в себе науку, технологии, инженерию и математику. Очевидно, что применительно к математике он позволяет учащимся развивать навыки решения проблем, критическое мышление. В данной статье исследуется эффективность применения на практике различных подходов, методов обучения STEM-образованию по математике.С помощью компонентов STEM мы продвигаем основные виды деятельности в образовании, такие как обучение критическому мышлению, способность решать проблемы самостоятельно, проявление лидерства в групповой, парной работе, а также укрепление мотивации к техническим дисциплинам и изучение исследовательских навыков и т. д. Однако, если все это будет реализовано на уроках естествознания в начальных классах, то это покажет свою эффективность.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1989ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ: ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА2024-12-22T12:28:15+06:00Н. Садыковаnazira.sadykova@kaznu.edu.kzФ. Ибраимkaznu17@gmail.comЭ. Адиловаelnura.adilova@mail.ru<p><em>В статье исследованы психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье. Отсутствие одного из родителей оказывает значительное влияние на эмоциональное и социальное развитие детей. В Казахстане, по статистическим данным, число неполных семей за последние годы составило 476 тыс. Основная причина здесь-развод. В статье проанализированы типичные проблемы, возникающие в таких семьях, в том числе возникающие психологические травмы у ребенка. Выявлены причины возникновения психологических травм. Мы опросили детей и родителей, воспитывающихся в неполных семьях. Опрос проводился на основе шкалы поведения детей Аченбаха (CBCL). Опрос показал, что 17 из 100 детей имели психологические травмы. 17 психологическая травма ребенка 13 напрямую связана с неполной семьей, 4-по разным причинам. Цель статьи-изучить психологические особенности воспитания детей в неполной семье, а также проанализировать, как отсутствие одного из родителей влияет на развитие ребенка.</em></p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1965ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ТЕЛЕСНОГО-Я У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА НА УСПЕШНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ2024-12-22T12:16:52+06:00Айнур Дуйсенбаеваaikoke1981@gmail.comЛаура Баймолдинаlaura.baimoldina777@gmail.com<p> </p> <p>В данной статье рассматривается образ Телесного-Я женщин среднего возраста и его влияние на успех межличностных отношений с современной психологической точки зрения. Образ тела - это представление человека о своем теле, которое включает в себя самооценку его внешности, комфорт с его собственным телом и отношение к его физической привлекательности. Женщинам среднего возраста, которые испытывают естественные изменения в своем теле, может быть трудно позитивно относиться к своему телу.</p> <p>В теоретическом исследовании дана характеристика понятий» тело-я «и» имидж", проанализирована научная литература по теме исследования. Кроме того, рассмотрены факторы, влияющие на образ тела женщин среднего возраста и аспекты кризиса среднего возраста. Проанализированы и наглядно представлены взаимоотношения образа с телом и успешности межличностных отношений.</p> <p>В качестве эмпирического исследования женщинам среднего возраста были предложены анкеты для диагностики двух аспектов: один - «опросник образа собственного тела» О. А. Скугаревского, Другой – авторский опросник, оценивающий успешность межличностных отношений. Большинство участников исследования показали средние показатели по факторам успеха в межличностных отношениях, хотя степень удовлетворенности их телом оказалась ниже.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1605ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ2025-01-05T20:41:36+06:00. Жумашева Н.С sardar.zh@mail.ru. Муратова К.Жsardar.zh@mail.ru<p>В статье раскрываются основные проблемы психологии управления, анализируются как традиционные модели и современные концепции. В статье предпринята попытка синтеза традиционных, устоявшихся теоретических моделей отечественной и зарубежной психологии, и новых концептуальных парадигм.</p> <p> В рассматриваемой проблеме особую значимость приобретают исследования психологии современного менеджмента, т.е. управления человеческой составляющей организаций всех форм собственности. Менеджмент - понятие сложное, фактически до сих пор никем строго не определенное, но чрезвычайно широко распространенное и произвольно толкуемое, что это явление социально-экономическое.</p> <p>Раскрываются особенность, сущность и содержание управленческой деятельности и управленческого контроля в социуме и системе образования личности. Анализируются методологические основы управления, методы, функции и средства управленческой деятельности, основные признаки государственного и общественного управления, В содержании рассматриваются теоретические и организационно-психологические вопросы управленческой деятельности: управление личностью.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1963ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ2024-12-16T21:05:29+06:00Жамиля ТорыбаеваZhamilyazahan@mail.ru. М.У. Тусеевbakhytdastan@mail.ru. Лауланбеков А.Бbakhytdastan@mail.ru<p>Актуальность и социальная значимость проблемы обеспечения психологической безопасной и здоровьесберегающей среды позволили авторам исследовать ее в аспекте подготовки будущих специалистов психолого-педагогического направления к волонтерской деятельности. В статье освещены психологические аспекты волонтерства: потребности, интересы, ценности и мотивация к этой деятельности как важного фактора развития личностных качеств педагога-психолога в период обучения в вузе. Методология исследования включала исследование потенциала волонтерской практики в ракурсе обеспечения безопасной и здоровьесберегающей среды. Приведены данные эмпирического исследования, проведенного в рамках проекта среди студентов психолого-педагогического направления МКТУ имени Ясауи, ЮКГУ имени М.Ауезова и Центрально-Азиатского инновационного университета.</p> <p>Авторы, опираясь на полученные результаты и выводы, разработали программу элективного курса «Волонтерская деятельность как средство обеспечения безопасной и здоровьесберегающей среды» который нацелен на выработку профессиональных компетенций студентов по обеспечению психологической безопасности и здоровья учащихся.</p> <p>Успешность волонтерской работы в ракурсе исследуемого направления требует учета региональных особенностей и запросов; практической отработкой у студентов навыков диагностирования психологической безопасности образовательной среды; научного сопровождения по реализации волонтерской помощи в ракурсе обеспечение психологической безопасности, комфортной и здоровой среды в образовательных учреждениях.</p> <p>Результаты проведенной работы и полученные выводы могут быть полезны в практической деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений в процессе подготовки будущих специалистов психолого-педагогического направления. Статья финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования в рамках проекта АР 19679648 «Организация волонтерской деятельности по обеспечению безопасной образовательной среды в ракурсе здорового образа жизни молодежи Нового Казахстана».</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1960ВЫРАЖЕНИЕ УРОВНЕЙ СТРЕССА И РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.2024-12-16T21:23:24+06:00Ляззат Лимашеваlyazzat.limasheva@mail.ruСвета Бердибаеваberdybaeva_sveta@mail.ruАйгуль Альчимбаеваa.alchimbaeva@kaznu.edu.kzБауыржан Ибатулинvisv_ibatulin@mail.ru<p>Эта научная статья посвящена тому, насколько мобильная связь вошла в нашу жизнь, и основана на последних данных исследований. В настоящее время зависимость нашей молодежи от мобильной связи является основной проблемой нашего общества. Мы постарались раскрыть возможности, предоставляемые видами сотовой связи, которые стали источником общения студентов, и основания возникновения зависимости от нее. Проведен теоретический и экспериментальный анализ концепций стресса, резилентности и чрезмерного использования сотовой связи.</p> <p>В качестве методов исследования были проведены Лейпцигский экспресс-тест на хронический стресс, шкала резильентности - The Resilience Scale (RS-25), Scale PUMP: Problematic Use of Mobile Phone проблемное использование мобильных телефонов (PUMP). В исследовании приняли участие 130 студентов, обучающихся по педагогическому направлению Казахского национального педагогического университета имени Абая. Возраст составлял 18-19 лет. Было обнаружено, что при чрезмерном использовании сотовой связи значительно повышается уровень стресса.</p> <p> </p> <p> </p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1959ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ВУЗАХ2024-12-22T12:09:54+06:00Майра Куанaлиkuanalieva72@mail.ruОспан Сангилбаевo.sangylbayev@turan-edu.kzЖупаркул БейсеноваZhuparkul22_70@mail.ruГульмира Миркеноваmirkenova@inbox.ruКамшат РаеваKasha_83@mail.ru<p>В современном обществе часто возникают конфликты между участниками педагогического процесса. Для их решения важно уметь использовать мудрость народа и элементы культуры. Данная статья посвящена процессу развития личностных качеств и гибких навыков субъектов образования путем повышения эффективности разрешения конфликтных ситуаций.</p> <p>В теоретическом исследовании проанализирована научно-теоретическая литература по проблеме конфликта, раскрыто психологическое содержание данного понятия. Выявлены виды и причины конфликтов в системе высшего образования, изучены эффективные методы их разрешения. Вместе с тем, опыт традиционной культуры - подходы казахских биев рассматривались как перспектива конструктивного разрешения конфликтов, определялись их психологические особенности.</p> <p>Первичное эмпирическое исследование позволило провести сравнительный анализ психологических особенностей студентов гуманитарных и естественных специальностей Казахского национального педагогического университета имени Абая. Комплекс социально-психологических тренингов, проведенных в экспериментальной группе, способствовал усвоению студентами способов эффективного использования народной мудрости в конфликтных ситуациях, оказывал положительное влияние на самореализацию.</p> <p>В результате исследования установлено, что конфликтные ситуации, возникающие в процессе обучения, требуют эффективного решения проблем, регулирования отношений и установления гармоничных межличностных отношений. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, возникающих в университетах, мы пришли к выводу, что иногда полезно использовать народную мудрость и юмор.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1958ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ 2024-12-16T21:19:48+06:00Альмира Аяпбергеноваaisulu.albanka@gmail.com. М.К. Бапаеваbakhytdastan@mail.ruАйсулу Аубакирaisulu95@bk.ru<p>В статье психологически всесторонне проанализированы понятия качества жизни и субъективной оценки качества жизни. Качество жизни рассматривается как удовлетворенность человека условиями окружающей среды, которые охватывают различные аспекты уровня удовлетворенности. Важным элементом является субъектное качество жизни, которое отражает отношение человека к своей жизни и уровень её удовлетворенности.</p> <p>Обсуждаются понятия, характеризующие положительные стороны человеческого существования, такие как «удовлетворенность жизнью», «субъективное благополучие», «счастье», «качество жизни», «здоровье». В статье представлен систематический анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых, которые исследовали эти концепции. На основе их научных выводов обоснована мысль о том, что такие факторы, как субъектное благополучие, счастье, удовлетворенность жизнью, самореализация личности, а также расширение прав и возможностей, оказали влияние на формулировку и развитие проблемы качества жизни.</p> <p>Рассматриваются объективные, субъективные и интегральные аспекты критериев оценки качества жизни с характеристикой специфических особенностей каждого из них. Однако, основываясь на исследованиях субъективного качества жизни, можно сделать вывод, что объективные факторы, влияющие на качество жизни, представляют собой лишь отдельные аспекты, которые субъекты испытывают. В то время как чувства и эмоции имеют значительно большее значение для общего восприятия качества жизни.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1956ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2024-12-16T21:16:19+06:00. А.С. Магауоваmagauova@mail.ru. Г.А. Касенgulmira.kassen@mail.ru<p>Статья исследование рамках проекта науки высшего Республики на «Формирование самоопределения с образовательными как стратегия области образования Республике ».</p> <p>В рассматриваются анализируются аспекты инклюзии системе образования. основе и зарубежной выделяется проблем, с инклюзивного процесса в профессионального – университетах колледжах. </p> <p>период сентября 2022 по 2023 года эмпирическое на 126 студентов ограниченными здоровья двух и колледжах . Алматы. процедура «Построение профессиональной » Н.. Пряжникова, критерии зрелости личной профессиональной для категории обучающихся. -анализ выявил зоны реализации инклюзии профессиональном и трудоустройстве категории .</p> <p>Аналитические эмпирические данной дают для психологических факторов самоопределения с особыми образовательными потребностями.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1955ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И САМООЦЕНКИ2024-12-16T21:10:54+06:00Омер Фарук Сонмез omerfaruk.sonmez@gop.edu.trБотагоз Сарсенбаева sarsenbaevab@mail.ruАрна Аплашоваaplashova.arna@mail.ruАрай Рахимжановаr.arai_23@mail.ruБерик МатаевMatayevba@pspu.kz<p><em>В данной статье исследуется проблема психологических детерминант профессионального самоопределения, в частности, темперамент и самооценка. Целью исследования является определение значимости данных факторов в процессе профессионального самоопределения школьников. Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ литературы по доступным источникам, тестирование для оценки темперамента и самооценки, а также методы анализа данных.</em></p> <p><em>Результаты исследования показывают, что темперамент и самооценка играют значимую роль в формировании профессиональных предпочтений школьников и других людей. Профессиональные предпочтения зависят от индивидуальных психологических характеристик личности, обусловленных типом темперамента. Школьники с адекватным уровнем самооценки демонстрируют более широкий спектр профессиональных ориентаций, тогда как школьники с низкой самооценкой склонны выбирать традиционные и социальные профессии, ограничивая тем самым свои возможности.</em></p> <p><em>На основании полученных данных в статье предлагаются рекомендации по улучшению процесса профессионального самоопределения, основанные на комплексном подходе к двум ключевым психологическим детерминантам: влиянию темперамента и развитию самооценки. Такой подход позволит более эффективно решать проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе будущей профессии, обеспечивая их успешную профессиональную ориентацию.</em></p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1953ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ2024-12-16T20:57:10+06:00Диана Ордагуловаdiana_ordagulova@mail.ruЛязиза Сарсенбаева diana_ordagulova@mail.ru<p>Цель исследования изучить взаимосвязь между стрессом, защитными факторами и психологическим благополучием. Была взята выборка из 155 студентов Казахского национального педагогического университета имени Абая. Данные собирались онлайн с использованием анкеты для самоотчета и анализировались с использованием описательной статистики и анализа пути. Результаты показали, что гипотетическая модель соответсвует данным выборки. Устойчивость, осознанность и поддержка семьи и других значимых людей были определены как важные предикторы психологического благополучия. Кроме того, стресс в значительной степени предсказал социальную поддержку, устойчивость, осознанность и самоэффективность. Необходимо разработать профилактические меры (например, повышение осознанности и устойчивости), чтобы помочь студентам справиться со стрессом и достичь психологического благополучия. </p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1950ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАМОТНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ2025-01-05T19:33:27+06:00Светлана БаюканскаяBayukanskaya@mail.ruЛаззат Маденоваlazzat.pedagog@mail.ruЖанар Исмагуловаismagulova_zs@mail.ruОрынгали ЕрниязовPlaneta_79@mail.ruГаухар Тлепбергеноваyelemesovna90@bk.ru<p>В данной статье рассмотрены педагогические подходы к развитию основ ранней грамотности у первоклассников, которые были систематизированы в рамках монографического исследования «Формирование основ грамотности у первоклассников: психолого-педагогический аспект». В статье анализируются показатели функциональной грамотности казахстанских школьников, приводится классификация новых ее видов, а также дается актуальное определение понятия грамотности. Также подробно описаны научно-теоретический, методологический, процессуальный (технологический) и инструментальный этапы исследования, предложены виды коррекционных заданий и представлены полученные результаты. В статье рассматриваются как международные, так и отечественные показатели развития основ ранней грамотности у первоклассников, а также подчеркивается важность читательских навыков. Особое внимание уделено значению международных оценочных процедур, в которых участвуют казахстанские школьники, таких как PIRLS, PISA и TIMSS. Во многих странах оценочные инструменты, такие как ECERS, SACERS и EDI, внедряются уже на уровне дошкольного образования. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы также подчеркивает значимость участия казахстанских школьников в международных исследованиях, которые определяют уровень их грамотности. В экспериментальной части нашего исследования приняли участие 640 первоклассников из города Уральск Западно-Казахстанской области. Для оценки психологического состояния учеников были использованы следующие методы: методика Т.А. Нежновой для изучения внутренней позиции школьников, методика М.Р. Гинзбурга для определения учебной мотивации, а также проективная методика А.М. Прихожан для диагностики уровня школьной тревожности. Результаты исследования включают разработку системы понятий, относящихся к концепции «ранняя грамотность», данные педагогической диагностики и рекомендации для дальнейшей работы<em>. </em></p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1947ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ2024-12-16T20:41:37+06:00Каттебаева Маржанziyat.marzhan@mail.ru. Омирбек С.Ж.bakhytdastan@mail.ru. Оспанова А.С.bakhytdastan@mail.ru<p> В научной статье описывается психологическое состояние и особенности поведения <br />родителей детей с особыми образовательными потребностями. Прилагаются примеры <br />результатов научных, экспериментальных экспериментальных исследований в данном <br />направлении. Также рассматриваются мероприятия и основные психологические аспекты, <br />предлагаемые родителям для участия в процессе, связанном с воспитанием и обучением <br />особых детей. Даны эффективные методы и подходы, способствующие улучшению <br />коммуникации между родителями и педагогами, а также рекомендации по созданию <br />благоприятной среды для поддержки особых детей.<br />В развитых странах работа с семьями детей с особыми образовательными <br />потребностями приобретает новый характер, вопросы психологической поддержки<br />родителей. Развивались новые направления работы по поддержке семьи детей с особыми <br />образовательными потребностями, междисциплинарная и профессиональная сторона <br />помощи семьям, способствовавшая даже рождению новых профессий. В этой связи важной <br />задачей является активизация работы по психологической поддержке родителей.</p>2024-12-29T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1936СТРУКТУРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ И ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ ПЕДАГОГОВ2025-01-05T19:15:10+06:00Алмаз Галимовalmazga@rambler.ruШамиль Шеймардановpedagogshamil@mail.ruНадежда Жиенбаева zh_nadejda@mail.ru<p><em>Статья посвящена анализу теоретических положений психологических и педагогических исследований рационального решения организации технологической архитектуры, ориентированной на новый тип научного мышления, который непременно отражается на профессиональной характеристике становления личности педагога. Профессиональное становление педагога это многолетний, практически бесконечный процесс, с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Целью настоящего исследования является изучение коммуникативно -ценностных показателей профессионального становления и профессиональной подготовки будущего педагога, для моделирования технологической архитектуры профессионально-личностного развития в избранной педагогической профессии. Методы исследования: оценка качества преподавания определялась оценкой «коммуникативных умений», «культурно-ценностных ориентации», эмоциональной тревожности. Исследование проводилось на базе выборки (N=36) магистрантов 2 курса и профессорско-преподавательского состава. Показатели эмоциональной тревожности по Тейлору демонстрирует значительные структурные различия между контрольной и экспериментальной группой. 53% респондентов – будущих педагогов испытывает психоэмоциональное напряжение в текущем формате обучения, в то время как менее 15% экспериментальной выборки респондентов имеют аналогичные чувства</em></p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психологияhttps://bulletin-psychology.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1907ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО КОНТЕНТТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ2025-01-15T18:49:18+06:00Акерке Умирбековаumirbekova.akerke@list.ru. Ш.Б. Калбергенова umirbekova.akerke@list.ru<p>В статье проводится исследование с целью определения значимости и ценности психологических возможностей в эффективном использовании нейродидактического содержания при создании системы повышения квалификации учетилей начальных классов в системе непрерывного образования. Основное направление исследований определяет эффективные аспекты преподавания путем интеграции содержания нейронауки в содержание курса для повышения компетентности учителей начальных классов на основе профессиональной подготовки. На основе анализа влияния нейродидактического содержания на развитие познавательных и эмоциональных навыков учителей начальных классов оно заключается в рассмотрении пунктов его эффективной интеграции в учебную программу, направленную на развитие интеллекта учащихся, а также возможностей приспособление. Особое внимание уделяется влиянию нейронауки на грамотность, критическое мышление и интеллектуальное развитие. В ходе статьи в исследовании приняли участие 325 учителей начальных классов, был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования. В заключении статьи констатируется, что существует очевидная необходимость преподавания нейродидактического содержания на курсах повышения квалификации учителей начальных классов, а это, в свою очередь, оказывает большое влияние на повышение индивидуального потенциала каждого ученика.</p>2024-12-28T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология